0.0 00 Движущееся судно может доставить неприятности судну, стоящему на швартовах, но оно же может оказать помощь судну, сидящему на мели. Имея значительную инерцию переднего хода или следуя полным ходом в достаточной близости от судна, сидящего на мели, судно зачастую может оказать последнему помощь в снятии с мели, в то время как многие другие способы оказались неэффективными.
Прохождение судна, ошвартованного к причалу
0.0 00 Мы уже говорили, что возросшие скорости и размеры судов привели к необходимости принимать дополнительные меры предосторожности для локализации гидродинамического взаимодействия.
Зависимость силы присасывания от очертаний берега
0.0 00 Присасывание кормы к вертикальному берегу, например стенке шлюза, имеет меньшую силу по сравнению с присасыванием пологого берега.
Влияние присасывания к встречному судну
0.0 00 Предусмотрены общие действенные меры, применяемые при встрече и расхождении судов. Однако на узком фарватере расхождение с встречным судном может закончиться рысканием и касанием противоположного берега. Такое поведение судна особенно вероятно в искусственном канале, где присасывание ощущается сильнее.
Маневрирование при расхождении судов
0.0 00 Судоводителю, не имеющему достаточного опыта в выполнении маневров и привыкшему точно следовать установленным правилам осуществления поворотов и расхождения судов в узких фарватерах.
Удержание судна в излучине
0.0 00 Мы уже рассматривали, какую помощь судоводителю оказывает судно под воздействием явления присасывания в условиях плохой видимости или при отсутствии средств навигационного ограждения. Эффект присасывания можно использовать и в целом ряде других случаев.
Срезание угла
0.0 00 Итак, судно передает информацию, исключительно полезную для удержания его на прямом отрезке фарватера. Теперь рассмотрим случай подхода судна к излучине фарватера и выясним, как по его поведению, а зачастую оно служит единственным источником информации, правильно выбрать нужный маневр.
Присасывание в стесненных водах
2.0 05 При плавании во внутренних водах в той или иной мере проявляется эффект присасывания, отражающийся на управляемости судна. Однако за исключением случаев, когда судоходный путь узок и мелководен по отношению к размерам и осадке судна, присасыванием можно пренебречь, и судно не потеряет управляемости.
Маневрирование в условиях ограниченной видимости
0.0 00 Хотя ППСС не содержат четких правил, регламентирующих действия судов в зависимости от их положения относительно друг друга, было бы неправильно утверждать, что маневрирование в тумане не определяется никакими принципами. Не касаясь технической стороны вопроса, отметим, что главное отличие маневрирования при визуальном контакте и в тумане заключается в том, что в последнем случае оба судна, использующие радиолокационную информацию, могут (учитывая судебно-арбитражную практику, обязаны) предпринять…
Рекомендации по выбору величины умереной (безопасной) скорости
0.0 00 Выбирая величину умеренной скорости, судоводитель учитывает визуальную дальность видимости, маневренные свойства своего судна, интенсивность судоходства в районе плавания. На судне, не оборудованном радиолокатором, оценивают величину интенсивности судоходства на основании общей неконкретной информации в данном районе, получаемой из пособий, личного опыта.