Диаметр циркуляции D на полном ходу и руле, переложенном на борт, прямо пропорционален плечу управления и обратно пропорционален плечу поперечного сопротивления (выражен в длинах судна) Длина циркуляции С == πD, угол дрейфа δ ~ угол между диаметральной плоскостью судна и касательной к кривой циркуляции в ЦВ (рис. 123). Если примем δ = L/C· 180°, мы найдем в таблице элементы циркуляции L/B ЦВ D C δ,…
Плечо управления и плечо поперечного сопротивления судна
Плечо управления и плечо поперечного сопротивления остаются постоянными, когда судно поворачивается с постоянной скоростью. Под плечом управления подразумевается расстояние от руля до ЦВ; его можно считать рычагом второго рода. Момент управления — это произведение поперечной силы от действия руля на плечо управления. Расстояние от точки ЦВ до R является плечом поперечного сопротивления (см. рис. 121); его можно считать рычагом первого рода. Момент поперечного сопротивления равен…
Поперечное сопротивление судна
Судно на ходу с определенным дифферентом и осадкой под воздействием руля будет встречать поперечное сопротивление. Центр поперечного сопротивления служит рулю и в качестве некой мягкой опоры для разворота. Судно вращается вокруг ЦВ, который находится вблизи центра поперечного сопротивления. Поскольку при развороте возникает угол дрейфа, на борт судна также начинает действовать поперечное сопротивление. В то время как сила от действия руля зависит от угла перекладки руля…
Воздействие буксиров на заднем ходу
Судно движется назад относительно воды; поперечные силы среднего буксира и заднего буксира приложены на равных расстояниях от ЦВ (рис. 120). Передний буксир не может создавать натяжение буксирного троса, если только средний буксир не закреплен вблизи ЦВ. Боковой эффект: суммарное боковое усилие IX те.
Воздействие буксиров на переднем ходу
Судно движется вперед относительно воды, поперечные силы носового буксира и среднего буксира равны и приложены на равных расстояниях от ЦВ. Кормовой буксир должен быть полностью остановлен, в противном случае он нарушит баланс (рис. 119). Боковой эффект: суммарное поперечное усилие IX те. Если средний буксир был бы закреплен ближе к.ЦВ, кормовой буксир мог бы увеличить общую поперечную силу.
Короткие плечи при продольном движении
Судно движется вперед относительно воды, точка приложения усилия носового буксира и ЦВ совпадают (рис. 118). Для удержания судна параллельно причалу кормовой буксир должен полностью остановиться и держать слабым буксирный конец. Боковой эффект: суммарное поперечное усилие Х те. При движении вперед носовой буксир создает наибольшее усилие, если он будет находиться в носу судна; при движении назад кормовой буксир создает наибольшее усилие, если будет находиться у самой…
Короткие плечи
Две поперечные силы по Х те приложены на равных расстояниях от миделя, судно не имеет хода Относительно воды (рис. 117). ЦТ и центр поперечного сопротивления совпадают. Боковой эффект: суммарное поперечное усилие 2Х тс.
Длинные плечи при продольном движении
Судно движется вперед относительно воды, при течении с носа оно может быть неподвижно относительно причала (рис.116). Чтобы сохранить параллельность судна причалу, кормовой буксир создает меньшее усилие, чем носовой, для удобства, допустим 1/2Х тс. Суммарное поперечное усилие 1,5 тс.
Длинные плечи
Две поперечные силы по Х т приложены на равных расстояниях от миделя, судно не имеет продольного движения (рис. 115). ЦТ и центр поперечного сопротивления совпадают. Суммарное боковое усилие 2X тс.
Эффект продольного движения
Когда судно имеет продольное движение относительно воды, точка приложения поперечной силы на миделе больше не совпадает с центром поперечного сопротивления- При движении судна вперед центр поперечного сопротивления находится где-то впереди и будет служить в качестве мягкой опоры для вращательного движения. Центром вращательного движения будет ЦВ, который находится вблизи центра поперечного сопротивления и на расстоянии У от точки приложения поперечной силы в Х те, момент вращательного…