Теория начальной остойчивости судна может быть полезным инструментом в руках судоводителя, и помогает решать важные практические задачи. В теории начальной остойчивости предполагается, что при малых наклонениях судна восстанавливающий момент можно определять не с помощью ДСО, а приближенно по линейной формуле: Мв ≈ Р · h0 sin θ ≈ Р · h0 · θ , (т · м) Например, определение угла крена судна от действия постоянного,…
Особенности остойчивости судна в специальных случаях
Рассмотренные выше свойства остойчивости судна не охватывают всех возможных вариантов, встречающихся в эксплуатации судна в морских условиях. Как было показано, остойчивость судна существенно зависит от наличия бортовой качки. Кроме того, рассмотренные случаи не учитывают влияние дифферента судна на характеристики формы корпуса и остойчивости. Наличие морского волнения существенно изменяет как форму подводной части судна, так и свойства восстанавливающего момента. Ученые в течение прошлого века добились значительных…
Информация об остойчивости и прочности судна. Типовая информация об остойчивости и прочности грузового судна
Для обеспечения выполнения расчетов по контролю и обеспечению остойчивости судна экипажами судов проектант судна обязан поставить на каждое судно все материалы, технические данные судна, графические материалы и комментарии для производства таких расчетов. Эти материалы поступают на судно в виде Информации об остойчивости и прочности. Для судов нефте-рудовозов, а также танкеров и контейнеровозов состав и подобной Информации существенно отличается от Информации для сухогрузных судов. Однако, чтобы…
Проблема нормирования остойчивости морских судов
Необходимость обеспечения безопасности мореплавания судов привело человечество к созданию нормативных материалов, подчиняющих все сферы деятельности кораблестроителей и мореплавателей – от проектирования судна до его эксплуатации – определенным нормативам и регламентациям. Разные государства шли в направлении решения вопросов безопасности своими путями. Однако, в конце ХХ века появилась необходимость координации деятельности разных государств в этой области и наметилась тенденция к созданию единых нормативов и расчетных методик для…
Использование диаграммы динамической остойчивости
ДДО может быть использована, в частности, при определении угла динамического крена судна θдин от возникновения шквалистого ветра, т.е. в задаче, решение которой было нами получено с помощью ДСО сравнением площадей. Для нахождения угла динамического крена от шквала следует на ДДО нанести график работы кренящего момента Акр = М*кр ·θ, (или плеча динамической остойчивости lдин(θ)), который представлен в виде прямой линии. Наклон графика определяется величиной кренящего…
Динамическая остойчивость судна
В ряде случаев судоводителю приходится обращаться к вопросам динамической остойчивости судна. Конечно, в этих случаях судоводитель не решает сложных задач динамики судна – эта область деятельности ученных и исследователей в области теории судна. Но при решении отдельных задач, например при определении динамического крена, при определении предельных значений восстанавливающего момента, после которых судно опрокидывается, и при проверке соответствия параметров остойчивости принятым международным нормам без вопросов динамической…
Поперечная остойчивость судна
В теории поперечной остойчивости рассматриваются наклонения судна, происходящие в плоскости миделя, причем внешний момент, называемый кренящим моментом, также действует в плоскости миделя. Не ограничиваясь пока малыми наклонениями судна (они будут рассмотрены как частный случай в разделе «Начальная остойчивость»), рассмотрим общий случай накренения судна от действия постоянного во времени внешнего кренящего момента. На практике такой кренящий момент может возникать, например, от действия постоянного по силе ветра,…
Что представляют собой палубы?
Непроницаемое горизонтальное перекрытие корпуса, простирающееся по всей длине судна, называется палубой. В зависимости от расположения она может быть верхней, средней или нижней. Палуба, идущая по всей ширине корпуса в пределах одного или нескольких смежных отсеков, называется платформой. На верхней палубе возводят надстройки и рубки, устанавливают различное оборудование, судовые устройства.
Что представляет собой водонепроницаемые переборки судна?
Поперечные продольные водонепроницаемые переборки, делящие корпус судна на отсеки, изготовляют из листов, толщина которых примерно равна толщине листов наружной обшивки. Двери этих переборок должны обеспечивать полную герметичность закрытия. На судах применяют два вида таких дверей; на петлях с клиновидными задрайками и клинкетные.
С какой целью на некоторых судах устанавливают второе дно?
Чтобы обеспечить непотопляемость судна большого водоизмещения его корпус от носа до кормы имеет второе дно (поверх днищевого набора). Настил второго дна должен быть настолько прочным, чтобы выдержать давление забортной воды в случае получения пробоины в основном днище. У бортов настил второго дна заканчивается междудонным листом или скуловым стрингером, который приваривают к скуловому поясу. В месте соединений междудонного листа со скуловым поясом предусматривают углубление – льяло,…