Загрузка...

При плавании во внутренних водах в той или иной мере проявляется эффект присасывания, отражающийся на управляемости судна. Од­нако за исключением случаев, когда судоходный путь узок и мелко­воден по отношению к размерам и осадке судна, присасыванием мож­но пренебречь, и судно не потеряет управляемости. Но при плавании в стесненных водах потеря управляемости возможна, если судоводи­тель не учел эффект присасывания и не принял мер предосторожности. Кроме того, возросшие размеры и скорости современных судов за­ставляют обращать более серьезное, чем раньше, внимание на опасные последствия присасывания при расхождении судов.

Рискуя показаться чрезмерно суеверным, автор, тем не менее, поз­волит себе утверждать, что судам присуще чувство самосохранения. Они боятся мелководья, и этот страх объясняется явлением присасы­вания. Хотя и лишенные дара речи, суда, вне всякого сомнения, спо­собны передавать важную информацию.

Как некоторые люди, впадающие в панику перед лицом опасности, отдельные суда, оказываясь вблизи мели, “сходят с ума”, полностью теряя управляемость. Другие же, хотя и они недвусмысленно прояв­ляют свою боязнь мелководья, могут оставаться вблизи него при ус­ловии, что характер судна правильно понят и им соответственно уп­равляют. Поэтому капитану или лицу, ведущему судно или осущест­вляющему лоцманскую проводку, следует как можно глубже ознако­миться со всеми особенностями поведения судна.

Подтверждением того, что надежное судно “сотрудничает” со своим капитаном, может служить следующий пример. Предположим, что судно следует по прямому, но узкому водному пути, по обе сто­роны которого имеется мелководье, а по какой-либо причине — ту­ман или темное время суток — судоводитель не имеет возможности определить местоположение судна относительно осевой линии. Тогда, если судно окажется слишком близко к одному из берегов, оно при условии, что это надежное судно, “сообщит” капитану о таком откло­нении, потребовав большей перекладки руля в сторону мелководья.

При необходимости судно можно удерживать в непосредственной бли­зости от берега, хотя оно стремится отойти от него. Чтобы удержать судно на оси фарватера, следует незначительно изменить курс в пределах 1-2°. Судно само покажет отход от берега, потребовав меньшей перекладки руля. По достижении же оси фарватера надобность в пере­кладке руля отпадет полностью.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий