Ограничение ответственности по морским требованиям

В КТМ РФ указанным вопросам посвящена глава XXI. Согласно ст.355 следующие требования независимо от оснований ответственности подпадают под ограничение ответственности: 1) требования, возникающие в связи со смертью или с повреждением здоровья гражданина либо утратой или повреждением имущества, в том числе в связи с повреждением портовых сооружений, водных бассейнов, судоходных путей и средств навигационной обстановки, происшедшими на борту судна либо в прямой связи с эксплуатацией судна…

Понятие и причины ограничения ответственности

Сущность ограничения ответственности состоит в том, что в отношении ряда требований ответственность лица признается ограниченной определенной суммой независимо от фактического размера причиненного ущерба. Исторически институт ограничения ответственности возник в связи с повышенным риском, которому подвергался судовладелец, направлявший судно в рейс и полностью доверявший его управление экипажу на период плавания без какой-либо возможности контроля со своей стороны. В случае аварийных морских происшествий по вине экипажа, могущих…

Морское взаимное страхование

Взаимное страхование охватывает страхование ответственности судовладельца в той части, в которой она осталась непокрытой договорным страхованием. Для этой цели судовладельцы объединяются в клубы взаимного страхования. Эти клубы называются взаимными обществами, поскольку все члены клуба делят ответственность на взаимных началах. Взаимное страхование заключается в том, что судовладельцы, объединяясь в клубы взаимного страхования, создают страховой фонд для возмещения возникающих убытков у того или иного судовладельца.

Морское договорное страхование

Мировой страховой рынок содержит две разновидности морского страхования — договорное и взаимное. Договорное страхование является традиционным видом морского страхования. Договору морского страхования посвящена глава XV КТМ РФ. По договору морского страхования страховщик обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных договором морского страхования опасностей или случайностей, которым подвергается объект страхования (страхового случая), возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен такой договор (выгодоприобретателю),…

Основные термины, применяемые в страховании

Страховщик — лицо, осуществляющее страховые операции («Ингосстрах», «Ллойд» и т.д.). Страхователь — лицо, страхующее у страховщика имущество или иное материальное благо (интерес). Страховой случай — наступление предусмотренного договором страхования события. Страховой риск — предусмотренная договором опасность (пожар, столкновение судов и т.п.), при наступлении которой возникает обязанность страховщика возместить причиненный ущерб.

Возникновение и развитие института морского страхования

Под страхованием понимается деятельность по защите интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Столкновения судов с портовыми сооружениями

Столкновения судов с портовыми сооружениями и как следствие их повреждение — наиболее распространенный вид внедоговорного вреда, который может быть причинен судном. Ответственность судовладельцев за повреждения судами портовых сооружений регулируется исключительно нормами национального права. На этот счет отсутствуют какие-либо международно-правовые акты.

Подсудность споров о столкновении судов

Вопрос о подсудности споров (гражданской юрисдикции) является одним из важнейших в связи со столкновением судов. Его разрешению посвящена Международная конвенция об унификации некоторых правил, относящихся к гражданской юрисдикции по делам о столкновении судов, подписанная в Брюсселе в 1952 г. Предусматривая, в каких судах по выбору истца может быть предъявлен иск, Конвенция предоставляет сторонам возможность избрать по взаимному согласию любой суд или арбитраж.

Убытки, подлежащие возмещению

Убытки представляют собой денежную оценку имущественных потерь судовладельца. Бремя доказывания убытков, понесенных от столкновения судов, всегда лежит на стороне, требующей их возмещения. В 1987 г. Международным морским комитетом были разработаны Правила относительно компенсации убытков от столкновения судов, ставшие известными под названием Лиссабонских правил. Указанные правила сами по себе не имеют силы международного договора. Они носят факультативный характер и применяются только в том случае, если владельцы…

Условия ответственности за столкновение судов

Обязанность возместить причиненный ущерб возникает при наличии трех обязательных условий 1) вред, 2) вина причинителя вреда, 3) причинная связь между противоправным действием (бездействием) и возникшим вредом. Под вредом понимается причиненный в результате противоправного деяния (действия либо бездействия) ушерб.