Заказать написание учебной работы у преподавателя по Морскому праву
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь
Rate this post

Взаимное страхование охватывает страхование ответственности судовладельца в той части, в которой она осталась непокрытой договорным страхованием. Для этой цели судовладельцы объединяются в клубы взаимного страхования. Эти клубы называются взаимными обществами, поскольку все члены клуба делят ответственность на взаимных началах. Взаимное страхование заключается в том, что судовладельцы, объединяясь в клубы взаимного страхования, создают страховой фонд для возмещения возникающих убытков у того или иного судовладельца.Таким образом, взаимное страхование не конкурирует с договорным, а дополняет последнее, т.е. с помощью взаимного страхования судовладельцы ограждают себя от убытков, оставляемых страховщиками на риске самих страхователей.
Первые клубы взаимного страхования были образованы английскими судовладельцами в середине 19 века. Первоначально существовали отдельно «клубы защиты» (Protection Clubs) и «клубы возмещения» (Indemnity Clubs). В настоящее время эти оба видов клубов слились в единый вид страхования ответственности перевозчика в клубах взаимной защиты и возмещения (Protection Indemnity Clubs — P&l Clubs).
В большинстве стран эти клубы носят чисто национальный характер, т.е. в них принимаются только судовладельцы данной страны (США, скандинавские страны). В Великобритании где существует более десятка клубов P&I, последние часто являются интернациональными — членами их являются судовладельцы самых различных стран.

Клубы управляются Советами директоров, которые обычно поручают ведение дел частной фирме.
Страховой взнос формируется из трех составляющих:
1. Авансовый взнос нетто;
2. Дополнительный взнос;
3. Фиксированный взнос на перестрахование убытков. Размер авансового взноса зависит, в первую очередь, от
статистики убытков у конкретного судовладельца за предыдущие годы и тенденции их развития (снижение или рост). Также принимаются во внимание следующие факторы:

  • количество судов в страховом портфеле;
  • тип и размеры судов;
  • род перевозимых грузов;
  • район плавания;
  • флаг судна, репутация судовладельца.

Величина дополнительного взноса утверждается Советом директоров клуба до начала полисного года.
Доля общего взноса на перестрахование больших убытков исчисляется по заранее объявленным и единым для всех клубов ставкам. Величина их зависит исключительно от типа судна.
В том случае, если член клуба пожелает выйти из него, он должен будет уплатить так называемый выходной взнос (release call). Выходной взнос на каждый год определяется Советом директоров клуба в процентах от первоначального взноса.
Если баланс показывает убыток, то делаются дополнительные взносы. Если же баланс показывает прибыль, то она распределяется по усмотрению Совета директоров, к примеру, заносится в резервы на будущий год.
Клубы анализируют причины страховых случаев. Если будет установлено, что убытки явились следствием небрежности, халатности, низкой квалификации капитана и экипажа, это может повлечь за собой повышение клубами страховых взносов.
Крупнейшие клубы взаимного страхования объединяются в международную группу клубов (пул), в которой застрахован почти весь тоннаж, страхующийся в клубах вообще. Цель такого объединения — проведение анализа работы клубов, входящих в пул. По результатам анализа делаются выводы по поводу того, какие из клубов являются наиболее финансово устойчивыми, а также предложения по поводу предпочтительного клуба взаимного страхования для судовладельцев.

Каждый клуб поддерживает сеть своих корреспондентов, расположенных в портах по всему миру. Основной задачей корреспондентов является обеспечение на местах интересов членов клуба. Корреспондентами клуба могут быть компании или физические лица, заключившие договор с клубом об обслуживании судов членов клуба. Обслуживание заключается в оказании помощи капитанам судов, судовладельцам в урегулировании претензий, подборе и назначению сюрвейеров, экспертов и т.д.
Правила клубов предусматривают обязанность судовладельца немедленно информировать корреспондента клуба о происшедшем или предполагаемом страховом случае (разлив нефти, столкновение, навал, утрата и повреждение груза и т.п.).
Своевременное информирование капитаном о страховом случае позволяет корреспондентам клуба P&I оперативно и без задержек организовать подготовительную работу (пригласить адвоката, сюрвейера и т.п.) и провести расследование страхового случая в сжатые сроки.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий