Столкновения судов с портовыми сооружениями и как следствие их повреждение — наиболее распространенный вид внедоговорного вреда, который может быть причинен судном. Ответственность судовладельцев за повреждения судами портовых сооружений регулируется исключительно нормами национального права. На этот счет отсутствуют какие-либо международно-правовые акты.
В РФ к отношениям, возникающим вследствие причинения судами вреда портовым сооружениям, могут быть применены нормы ГК РФ. Согласно ст. 1079 юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в частности, использование транспортных средств) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (например, на праве аренды).
В англо-американском праве судно не рассматривается в качестве источника повышенной опасности. Ответственность судовладельца за внедоговорный вред, причиненный судном, основана на принципе предполагаемой (презюми-руемой) вины. Движущееся судно считается виновным в столкновении с портовым сооружением, построенным с соблюдением всех правил и требований.
Возмещение причиненного вреда по требованиям в связи с повреждениями портовых сооружений обычно определяется стоимостью работ по устранению повреждений. Вместе с тем потерпевший вправе требовать компенсацию других понесенных расходов и убытков, являющихся следствием повреждения.
Нередко в практике торювого мореплавания для обозначения термина столкновения судна с портовым сооружением или стоящим судном используется термин «навал». Навал является разновидностью столкновения, а ею отличительные особенности сравнительно небольшая скорост ьдви-жения в момент столкновения и, зачастую, незначительный ущерб (вмятина, обрыв кранцевой защиты и т.п.) Навалы происходят, как правило, во время швартовных операций.