Под страхованием понимается деятельность по защите интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).Мореплавание всегда было связано с многочисленными случайностями и опасностями. Помимо убытков, связанных с гибелью и повреждениями своих судов, затрат на их спасение, судовладельцы несут затраты на возмещение ущерба, причиненного другим лицам. Владельцам грузовых судов чаще всего приходится сталкиваться с претензиями, вытекающими из утраты или повреждения грузов. Зачастую ответственность судовладельца возникает в результате повреждения причалов, доков и других портовых сооружений.
Бывают случаи, когда столкновения ведут не только к утрате имущества, но и к гибели людей. Вред людям может быть причинен и при других обстоятельствах, например, в ходе погрузочно-разгрузочных работ. Хотя обычно затраты в таких случаях невелики, известны случаи, когда за тяжелое увечье даже одного человека с судовладельца взыскивались сотни тысяч долларов. В этом отношении наиболее характерной является практика американских судов.
Разлив нефти с крупнотоннажного танкера может привести к гибели живых ресурсов моря в радиусе сотен миль, причинить огромный материальный ущерб прибрежным государствам. Ответственность судовладельцев в таких случаях измеряется миллионами долларов.
Таким образом, степень рисков, связанных с деятельностью в сфере мореплавания, весьма высока, именно это обстоятельство предопределило выделение морского страхования в отдельный институт права.
Из всех видов страхового дела морское страхование является самым древним. Об этом, в частности, свидетельствует Родосский закон об общей аварии (9 в. до н.э.). Достоверно установлено, что в средние века в Северной Италии и Южной Франции морское страхование существовало уже как развитый институт.
Из известных дошедших до нас страховых полисов того времени был выдан в Генуе 23 октября 1347 г. Составлен он был в виде заемного письма на суму 107 фунтов серебра, которую получатель «свободного и дружеского займа» обязуется вернуть в случае, если корабль «Санта-Клара» не прибудет в течение 6 месяцев к месту своего назначения в Майорку. Оговорка о взятом на себя риске была сформулирована следующим образом: «Я лично беру на себя риск и ответственность за вышеуказанную сумму денег, пока названное судно не прибудет в Майорку».
С расширением и развитием морской торговли развивалось и совершенствовалось и морское страхование.
Большое значение в развитии морского страхования имело основание в 1766 г. Ллойда — английской корпорации страховщиков. Сегодня Ллойд играет ведущую роль на мировом страховом рынке.
В России по Закону от 5 июля 1846 г. страхование грузов и судов от морских опасностей разрешалось вести как отдельным лицам, имеющим право вступать в договоры, обществам или товариществам, так в равной степени и иностранным учреждениям через своих уполномоченных.
Советская власть декретом от 28 ноября 1918 г. ликвидировала все частные страховые общества. Проведение всех видов страхования было объявлено государственной монополией.
С переходом России к рыночной экономике изменилась ситуация и в страховом деле. В ГК РФ страхованию посвящена глава 48.