Понятие “мелководье” относительно. Влияние мелководья на поведение судна зависит не только от глубины моря, но и от габаритов судна и его скорости. Существуют различные эмпирические формулы для определения глубины, с которой начинает сказываться мелководье. Согласно одной из формул [1] влияние мелководья на поведение судна наблюдается на глубинах: где Нгл – глубина, м; d – средняя осадка судна, м; Vс – скорость судна, м/с; g –…
Графический метод NPL
Как уже говорилось, крупнотоннажные суда, имеющие полнообводные формы корпуса (Св > 0.8), при движении на мелководье проседают больше носом, чем кормой. Для определения скоростного проседания таких судов можно воспользоваться номограммой NPL (National Phisical Laboratory), приведенной на рис.7.
Изменение осадки при изменении плотности воды
При переходе судна в воду с другой плотностью (заход с моря в реку или наоборот) его осадка изменяется. Величина изменения осадки зависит как от соотношения плотностей воды, так и от конструктивных особенностей судна. В общем случае изменение осадки (в м) можно определить из выражения: где – водоизмещение судна, т; q – характеристика судна, определяющая “число тонн на 1 см осадки” при данном водоизмещении,…
Увеличение осадки от крена
Наличие крена у судна увеличивает его осадку (рис.12) Величина крена зависит как от ширины судна, так и от угла крена. Поскольку подводная часть корпуса судна имеет сложную конфигурацию, и любое накренение нарушает симметрию погруженной части относительно диаметральной плоскости, то использование простых формул для расчета дополнительного проседания возможно лишь на небольших углах крена, когда эта несимметричность не приводит к существенным погрешностям. В Наставлениях НШС-82 (НШСР-86) увеличение…
Волновой запас
Находясь на взволнованной поверхности воды судно совершает колебания и в вертикальном направлении (рис.11). Для учета проседания судна на волнении относительно положения на тихой воде вводится понятие волнового запаса. В зарубежной практике в качестве волнового запаса принимается полная амплитуда качки судна. При этом амплитуда килевой качки условно считается равной половине высоты волны, а амплитуда бортовой качки определяется в зависимости от угла крена, который в расчетах принимается…
Навигационный запас
Навигационным запасом называется такая минимальная глубина под килем судна, которая обеспечивает безопасное плавание на мелководье по тихой воде самой малой скоростью. В нормативных документах различных государств величина навигационного запаса определяется по-разному. Так, Национальной комиссией США навигационный запас определен в 2 фута (0.6 м). В отечественных нормах, регламентирующих проектирование портовых акваторий, навигационный запас определен в 0.04 – 0.07 осадки судна в зависимости от типа грунта. В…
Расчет проходной осадки судна
В общем случае при заданной скорости движения допустимую осадку судна dдоп. можно определить выражением: где Нгл – глубина, м; dv – скоростное проседание, м; dн.з. – навигационный запас, м; dв – волновой запас, м; dкр – увеличение осадки от крена, м; dпл – изменение осадки при изменении плотности воды, м. Для нахождения величины dv используется заданное значение осадки судна…
Скоростное проседание
Термин “скоростное проседание” обозначает разность между глубинами под килем движущегося судна и судна, не имеющего хода относительно воды. Причиной скоростного проседания судна является следующий физический процесс, происходящий вокруг движущегося судна. При рассмотрении движения судна относительно воды можно в равной степени говорить о движении воды относительно судна. Таким образом, частицы воды, встречающие на своем пути корпус судна, вынуждены его огибать вдоль бортов и днища (рис.1). Поскольку…
Расхождение судов в канале
При движении судна по оси канала влияние обеих стенок симметрично. Смещение судна с оси к одной из стенок приводит к тому, что поле давлений со стороны ближайшего берега имеет более значительные перепады. Более высокое давление в районе форштевня с одной стороны образует более высокую волну и стремится оттолкнуть нос судна в сторону оси фарватера (рис.9,а). То же самое явление происходит, если глубины с правого и…
Безопасность морской перевозки навалочных грузов обеспечивается на основе следующих принципов
1.9.1 К перевозке на судне может быть принят только груз, физические и химические свойства которого достаточно полно известны морскому перевозчику, и эта информация должна быть документально оформлена согласно настоящим Правилам в виде Декларации. 1.9.2. Основные физические и химические свойства груза должны быть проверены на момент погрузки на судно, и результаты проверки документально оформлены в виде сертификата. Судно в части его конструкции, оборудования, остойчивости и—там, где…