Рассмотрим судно порожнем, не имеющее хода относительно воды, на которое действует бортовой ветер (рис. 5). Бортовой ветер вызывает дрейф судна в подветренную сторону, и .корпус встречает подводное сопротивление. Поскольку судно имеет дифферент на корму, подводная кормовая часть судна встречает большее сопротивление. В результате центр поперечного сопротивления R будет находиться в корме от миделя. На порожнем судне с высоко поднятой носовой оконечностью передняя часть судна будет…
Продольное движение и центр вращения судна
Рассмотрим движение танкера в грузу на ровном киле, которому помогают два буксира равной мощности: один в носу, другой в корме (рис. 4). Буксиры работают на упор с одинаковой силой на равных расстояниях от миделя. Пока судно не имеет хода ни вперед, ни назад, результатом усилий буксиров будет чистое поперечное движение судна. Как только судно начнет двигаться относительно воды вперед или назад, возникает разворот судна. Движение…
Положение центра вращения судна
Как правило, можно считать, что на судне, не имеющем хода относительно воды, ЦВ находится по другую сторону миделя, от силы, действующей на судно. Например, руль или другая поперечная сила, действующая в кормовой части судна, образует ЦВ впереди миделя, Когда судно получает продольное движение относительно воды, то это результат воздействия движущей силы, которой может быть сила, создаваемая гребным винтом судна, либо инерция судна, а лобовое сопротивление…
Приближенное определение значений действующих сил
Назовем силы, действующие на судно, и определим их эффект при различных условиях. Принимая в расчет положение ЦВ, каждое движение судна можно рассматривать как результат воздействия на него различных сил, а отсюда можно объяснить, предугадать или предупредить кажущуюся иррациональность в поведении судна. Пример: Каждые 100 л. с. эффективной мощности создают тягу в швартовном режиме 1 те. Лобовое сопротивление судна при движении с постоянной скоростью составляет 25…
Роль приборов в оценке движения судна
Скорость подхода судна к причалу может быть легко оценена визуально на судах среднего дедвейта. Однако безопасная скорость подхода VLCC и судов большего размера настолько низка, что инструментальные измерения весьма полезны и даже необходимы, особенно ночью как для постановки к причалу, так и при постановке на якорь. Многие большие танкеры оборудованы доплеровскими лагами. На некоторых из доплеровских лагов указано, какая скорость индицируется: относительно воды или относительно…
Оценка перемещений судна
При швартовке больших танкеров цель управления судном заключается в большинстве случаев в том, чтобы использовать поперечное движение , и предотвратить развитие вращательного движения в момент соприкосновения с причалом. Интересно сравнивать результирующее вращательное движение, вызываемое действием руля и гребного винта на переднем ходу, с действием НПУ и работой винта на задний ход (рис. 3). С места управления на мостике (на корме, в средней или в носовой…
Движение и силы сопротивления среды
Сила, приложенная к судну для преодоления инерции покоя, вызывает его перемещение. Передвигаясь в воде, судно встречает ее сопротивление. Та часть сопротивления воды, которая играет важную роль в управлении судном, действует с противоположной стороны корпуса судна по отношению к приложенной силе и в обратном для нее направлении. Пропульсивная сила движителя вызывает продольное перемещение. Возникает лобовое сопротивление, которое действует в направлении, обратном движению судна (рис. 2). …
Принципы управления судном
Движение судна оценивается непрерывным наблюдением. Судно может иметь продольное или поперечное движение или оба вместе. Одновременно судно может иметь вращательное движение. В большинстве случаев нельзя сдвинуть судно в сторону, не имея вращательного движения, за исключением тех случаев, когда помогают буксиры. При развороте следует учесть положение ЦВ, чтобы оценить плечо силы, вызывающей разворот. Момент силы относительно ЦВ — это произведение силы на ее плечо — длину…
Многообразие факторов в управлении судном
Говорят, что нет двух лоцманов, которые поставили бы судно к причалу совершенно одинаково. Можно даже сказать, что один и тот же лоцман никогда не поставит к причалу одно и то же судно дважды совершенно одинаково, поскольку в управление судном вовлечено слишком много переменных факторов. Человеческий фактор. Между отдачей приказа и исполнением существует задержка. Например, помощник капитана должен находиться вблизи машинного телеграфа, но по какой-либо причине…
Водометные движители-капсулы
Использование выдвижных обойм мощных водометных движителей-капсул, установленных на носу и корме судна, позволяет произвести автоматическую швартовку судна. На суперсовременных пассажирских лайнерах капитан намечает на электронной карте маршрут судна и конечное положение контура судна у причала. Затем включает режим автоматической швартовки и судно само подходит точно к указанному месту швартовки. При этом автоматически учитываются погодные условия и течение. Судно само удерживается у причала. После заводки и…