Наличие крена у судна увеличивает его осадку (рис.12)
Величина крена зависит как от ширины судна, так и от угла крена. Поскольку подводная часть корпуса судна имеет сложную конфигурацию, и любое накренение нарушает симметрию погруженной части относительно диаметральной плоскости, то использование простых формул для расчета дополнительного проседания возможно лишь на небольших углах крена, когда эта несимметричность не приводит к существенным погрешностям.
В Наставлениях НШС-82 (НШСР-86) увеличение осадки судна при углах крена < 10о рекомендуется определять (в метрах) из выражения:
Следует помнить, что отсутствие статического крена не дает основания пренебрегать этой величиной, т.к. у судна может в любой момент появиться динамический крен в результате воздействия ветра или волн.
Кроме того, динамический крен будет иметь место при маневрировании судна, что следует учитывать при движении по криволинейному фарватеру. В этом случае приближенный расчет дополнительного проседания от динамического крена можно произвести на основании того, что на установившейся циркуляции наступает равенство моментов кренящего Мкр и восстанавливающего Мв [4]:
где – водоизмещение судна, кг;
Vц – скорость судна на циркуляции, м/с;
g – ускорение свободного падения, 9.81 м/с2;
Rц – радиус циркуляции, м;
Zg = (Zm – ho ) – возвышение центра тяжести над основной плоскостью, м;
Zm – возвышение метацентра над основной плоскостью, м;
ho – начальная метацентрическая высота, м.
Выразив угол из (24) и подставив его в (23) можно получить формулу для приближенного вычисления ожидаемого приращения осадки от динамического крена, если известны: начальная метацентрическая высота, радиус кривизны фарватера и предстоящая скорость движения: