Дальнейшее развитие конструкций европейских судов в XV?-XVI веках

В XV-?XVI веках продолжается увеличение размеров судов, что связано с рядом причин: ростом торгового товарооборота, в первую очередь со вновь открытыми землями, и особенно с появлением артиллерии.В первой половине XV века крупнейшим грузовым судном была многопалубная трехмачтовая каракка (рис. 8,5, 8,6). Она появилась еще в XIII веке, сначала в Португалии и Венеции, затем в Англии и Франции, и просуществовала до XVI века. Каракки использовались не…

Суда времен великих географических открытий

На каких же судах совершались эти очень длительные путешествия через опасности открытых океанов, вне видимости берегов? Первоначально такими судами были каравеллы. Каравелла ? морское однопалубное судно с высокими бортами и надстройкой, распространенное в XIII?XVII веках в средиземноморских странах. Сначала это были португальские рыболовные суда водоизмещением около 20 т. С XV века их водоизмещение возросло до 200?400 т, длина до 15?35 м, ширина до 4,3?9,0 м,…

Эпоха великих географических открытий

До XV века самая активная международная торговля шла через Средиземноморские страны. Главный поток торговли ? с Индией, Китаем, посредниками здесь были арабские купцы (через Египет и Сирию). Эту торговлю в значительной мере сосредоточили у себя Генуя и Венеция. В XV веке Турция завоевала восточную часть Средиземного моря, побережье Черного и Азовского морей, что очень усложняло торговлю с Востоком. Торговые пути попали под влияние Турции, которая…

Суда запорожцев и их морские походы

У запорожцев широко использовались различные плавучие средства, предназначенные для морских и речных плаваний. Речные лодки (байдаки, дубы) применялись для ловли рыбы, в них помещалось до 10 человек. Имели они также легкие лодки из воловьей кожи. Многие черты судостроительной практики запорожцев имеют сходство с древнерусским судостроением времен Киевской Руси. Основным средством морских плаваний были чайки (говорят, что от татарского слова “каик ? чайка”, т. е. круглая…

Возникновение украинского и запорожского казачества

В 1489 году под руководством атамана Мухи группы недовольных, получивших к тому времени название “казаки”, поднялись в Галичине против шляхты. Практически сразу казачество приобрело ан- титатарскую и антитурецкую направленность, что было связано с постоянными набегами татар и турок на Украину и захватом местного населения для продажи в рабство. В 1492 году казаки разбили татарский корабль под Тегинью, в 1494 году они напали и разрушили Очаков…

Краткая история Украины от татаро-монгольского нашествия до появления запорожского казачества

Татаро-монгольское нашествие Татаро-монгольское нашествие и связанные с ним последующие события определили если не полную приостановку естественного развития судостроения времен Киевской Руси, то, по крайней мере, зна- чительное нарушение достаточно высокой культуры судостроения, впитавшей в себя как многогранный собственный опыт, так и традиции Византии и скандинавских народов. Только с появлением запорожского казачества возрождаются регулярные походы украинцев в Черном море. Кратко основные вехи нашествия выглядели так.

Якоря с поворотными лапами

С появлением адмиралтейского якоря в истории якорей главным становится второе противоречие ? между удобством укладывания якоря на судне и его удерживающей силой. Рост водоизмещения, использование пара на флоте, механизация морских операций за счет применения палубных механизмов привели к уменьшению численности экипажа судов. В этих условиях ручной способ выбирания и постановки якорей (в частности, кабаляринг*)) становится очень затруднительным. Хотя адмиралтейский якорь имеет большую держащую силу, как…

Адмиралтейский якорь

В середине XIX века остро встал вопрос выбора лучших из многочисленных различных конструкций железных якорей. Важную роль в этом сыграла Англия. Английский журнал “Нотикел мэгэзин” писал (май 1846 г.): “Из достоверных источников установлено, что количество британских судов, что гибнут каждый год вследствие катастроф у берегов, составляет 600, материальные убытки при этом ? 2500000 фунтов стерлингов, а число погибших ? 1560 человек”. В следующем 1847 году…

Железные якоря

Следующий шаг в развитии якорей ? появление железных конструкций (рис. 6.4).  Большие деревянные якоря были не очень крепкими, требовали бережного отношения при опускании на дно. Железные были значительно прочнее. (Железо люди научились добывать еще в X в. до н. э.). Якоря из железа начали применять, как уже отмечалось, в древней Греции. Древний греческий писатель Павсаний (II в.) утверждает, что первый железный якорь отковал фригийский царь…

Деревянные штоковые якоря

Конструкция деревянных якорей получила большое распространение в древние времена в Средиземноморье (рис. 6.3). Об этом свидетельствуют многие находки, среди которых, как ни странно, есть и большие отливки из свинца весом до 700 кг. Это были длинные бруски прямоугольной формы. Считали, что это рога древних греческих якорей. В 1954 году аквалангисты подняли сразу девять таких свинцовых брусков длиной 1,6…1,8 м. Решили, что это остатки якорей судов,…

Страница 5 из 10« Первая...34567...10...Последняя »