Загрузка...

Данное наставление по поиску и спасению на море подготовлено экспертами ИМО и Международной организации гражданской авиации (МКАО) и является международным единым признанным руководством в вопросах организации и предоставления услуг по поиску и спасанию на море (САР- SAR).

С учетом специфики глобальной системы САР, наставление ИАМСАР издается в трех книгах.Основное назначение этого наставления-это оказание помощи государствам по поиску и спасанию на море(САР) и обязательств государств, которые они приняли в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (МКАО), Международной конвенции по поиску и спасанию на море (САР) и обязателств по СОЛАС. Это руководство (наставление) обеспечивает по общему для авиации и морских судов единый подход в организации и предоставлении услуг по САР.

Все государства призываются создавать и улучшать свои службы поиска и спасания, сотрудничать с соседними государствами и рассматривать свои службы поиска и спасания как часть всемирной системы поиска и спасания.

Каждая книга Наставления ИАМСАР написана с учетом выполнения специфических задач системы поиска и спасания и может быть использована как самостоятельный документ или, для полного представления о системе САР, совместно с двумя другими книгами.

Книга 1– «Организация и управление»-обсуждается концепция глобальной системы поиска и спасания, создания и улучшения национальных и региональных систем поиска и спасания, сотрудничества с соседними государствами и обеспечения эффективной и экономичной службы поиска и спасания.

Книга 2-«Задачи координации»-оказывает помощь персоналу по планированию и координации операций и учений по поиску и спасанию.

Книга 3-«Подвижные средства»- должны быть на борту спасательных воздушных и морских , оказывают им помощь при проведении поиска, спасания, координации действий и на случай чрезвычайных ситуаций на самих подвижных спасательных средствах.

Эта книга заменяет согласно решения ММКО»Наставления для торговых судов по поиску и спасанию (МЕРСАР). Поэтому ИМО обращает внимание правительств всех стран на необходимость обеспечения всех своих судов- книгой №-Наставление ИАМСАР (Конвенция СОЛАС-74/88 Глава V Правило 21). Она служит для использования на судах, как самостоятельный документ. Книга состоит из четырех разделов и пяти дополненийю

В ней изложены: Обзор; Оказание поомщи; Координация на месте действий; Чрезвычайные ситуации на борту; Сообщения о действиях по поиску; Факторы, влияющие на эффективность наблюдения; Стандартный формат сообщения о ситуации поиска и спасания (SITREP); Формы инструктажа и опроса при поиске и спасании; Правило V/10 СОЛАС-74 с поправками1988 г.

В разделе 1- «ОБЗОР» даны определения:

АСО– Авиационный координатор-лицо, которое координирует участие всех воздушных судов в операциях по поиску и спасанию.

AMVER-Автоматизированная система взаимопомощи для спасания -всемирно распространенная система на основе судовых сообщений для поиска и спасания, для слежения за предполагаемым положением добровольных судов, которые в ней участвуют.

CES-Береговая земная станция-морское название станции ИНМАРСАТ на берегу, связывающая судовую земную станцию с наземными коммуникационными сетями.

CSP– точка начала поиска- точка определяемая координатором действий ( SMP), где поисковые средства должны начинать выполнять свою схему поиска.

Заключительная стадия-период поисково-спасательного инцидента, когда поисково-спасательные средства возвращаются на место обычного нахождения и готовятся для других действий.

Система Коспас- Сарсат– спутниковая система для обнаружения аварйных радиобуев, передающих информацию о своем нахождении на частотах 121,5 МГц и 406 МГц.

(ЦИВ)-цифровой избирательный вызов-техника, использующая цифровые коды, которая позволяет радиостанции установить контакт и передать информацию другой станции или группе станций.

LT)-авиационный аварийный буй-указатель места для передачи сигнала тревоги и сигналов для его пеленгования.

(EPIRB) –Морской аварийный радиобуй, указатель местонахождения (АРБ)-устройство на борту морских судов для передачи аварийных сигналов для обнаружения его места через поисково-спасательными станциями, судами, авиацией.

Ложная тревога-сигнал бедствия поданный случайно, когда сигнал ситуация бедствия в действительности отсутствует.

Ложное оповещение- полученное оповещение о бедствии от любого источника, включая аппаратуру связи, предназначенную для оповещения о бедствии, когда ситуация бедствия в действительности отсутствует.

(УПБЧ)-узкополосное буквопечатание- автоматическая телеграфия, которая используется системой NAVTEX и радиотелексом.

(ГМССБ)-Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности- Глобальная служба связи на автоматизированных системах, как спутниковых, так и наземных, для оповещения о бедствии и распространения информации по безопасности на море для мореплавателей.

Навареа-один из 16 районов, на которые Организацией ИМО разделен Мировой океан для распространения навигационной и метеорологической информации.

NAVTEX– телеграфная система для передачи информации по безопасности на море, навигационных и метеорологических предупреждений и срочной информации на суда.

Место действия– район поиска или фактическое место бедствия.

(OSC)-координатор на месте действия- лицо, назначенное для координации операций по поиску и спасению в определенном районе.

PAN-PAN-международный радиотелеграфный сигнал срочности. Подается трижды, после чего идет характер срочности.

Спасание-операция подбора терпящих бедствие лиц, оказания им первой медицинской помощи или удовлетворение других потребностей и их доставку в безопасное место.

План действий по спасанию– план спасательных операций, составленный координатором действий (SMC) для выполнения на месте действий (OSC) поисково-спасательными средствами.

СКЦ– Спасательно-координационный центр-подразделение, ответственное за поддержание эффективной организации поискового- спасательных служб и за координацию выполнения поисково-спасательного района.

Спасательный подцентр – подразделение подчиненное спасательному координационному центру в соответствии с особыми требованиями ответственных властей.

Сеть безопасности– служба связи, обеспечивающая через Инмарсат распространения информации по безопасности на море, включая ретрансляцию «берег-судно», оповещений о бедствии и для связи при координации поиска и спасания.

Поиск-операция, координируемая СКЦ или спасательным подцентром с использованием имеющегося в распоряжении персонала и средств для обнаружения терпящих бедствие людей.

План действий по поиску– сообщение, составленное координатором действий для передачи инструкций поисково-спасательным средства и организациям, участвующим в поиске и спасании.

Координатор действий по поиску и спасанию -официальное лицо, временное назначенное для координации ответных действий на фактическую или ожидаемую ситуацию бедствия.

Район поиска и спасания- район определенных размеров, привязанный к СКЦ в пределах которого обеспечиваются операции по поиску и спасанию.

Ответчик для поиска и спасания (SART)- ответчик спасательного судна, который при включении автоматически посылает сигнал, когда получает импульс от находящегося вблизи РЛС (радиолокатора).Сигнал появляется на экране зондирующего РЛС (12 тире) и для целей поиска и спасания дает пеленг и расстояние до ответчика от зондирующей РЛС

В разделе 2-«Оказание помощи»- изложены первоначальные действия средства, оказывающего помощь. Они включают:

1. Методы сообщения о бедствии

-сигнал тревоги или сигнал бедствия с другого судна в море, непосредственно или с помощью ретрансляции.

-сигнал бедствия или сообщение с воздушного судна( ретранслируется обычно БРС- береговой радиостанцией)

-сигнал тревоги, переданный судовым оборудованием для подачи сигналов бедствия, а затем ретранслируемый с берега на судно.

-визуальные или звуковые сигналы с находящегося поблизости терпящего бедствие средства.

2.Немедленные действия

Эти действия должны быть предприняты любым судном, получившим сообщение о бедствии:

А. подтвердить получение сообщения;

Б.по возможности получит у судна, терпящего бедствие, следующую информацию:

  • Координаты места  бедствия судна;
  • Идентификацию, позывные, название:
  • Количество людей на борту;
  • Характер бедствия или аварии;
  • Требуемый вид помощи;
  • Число жертв, ели имеются;
  • Курс и скорость терпящего бедствия средства (морского, воздушного)

Суда должны поддерживать связь с терпящим бедствие судном, одновременно оповещая системы поиска и спасания о ситуации.

На средство, терпящее бедствие должна быть передана следующая информация:

  • Идентификация своего судна; координаты,скорость,  ЕТА к бедствующему средству, истинный пеленг и дистанция от своего судна до терпящего бедствие судна.

Чтобы узнать координаты терпящего бедствия средства, использовать все доступные средства (Прокладку на карте, РЛС прокладку, радиопеленгование, систему GPS).

3.Следование в район бедствия

  • Установить систему координации движения судов, следующих в один и тот же район бедствия;
  • Поддерживать РЛС прокладку судов, в поле опознования целей;
  • Установить моменты подходов других судов к месту бедствия;
  • Оценить ситуацию бедствия, чтобы подготовиться к ним на месте.

В разделе 3-дана Координация операций по поиску и спасанию. Она включает в себя:

1. Требования к координации

Способ координации может меняться в зависимости от особенностей организации в каждом районе. Координатор действий по поиску и спасанию (SMC), который действует из спасательно-координационного центра (RCC) или спасательного подцентра (RSC), который имеет спасательные средства и обеспечивает общую координацию по поиску и спасанию. Координатор SMC- назначает координатора на месте –OSC для выполнения координации на месте происшествия, планирует выполнение поиска и спасания оставшихся в живых.

Первое средство прибывшее на место происшествия, должно принять на себя обязанности координатора на месте действия( OSC) и если необходимо обязанности координатора действий до тех пор, пока координатор действий не будет назначен.

На морских судах, капитаны судов обычно выполняют функцию координатора на месте действий, пока для этого не будет пригодных поисково- спасательных других судов.

2. Координация береговыми властями.

Операциями по поиску и спасанию обычно руководит специально подготовленный и оснащенный береговой персонал.

Эта задача выполняется персоналом специального координационного центра (RCC) соответствующих поисково-спасательных районов (SRR). Некоторые поисковые районы разделены на поисково-спасательные подрайоны с подцентрами.

Береговые (наземные) срелдства связи включают в себя: наземные станции (LES), международные координационные вычислительные центра (LUT), береговые радиостанции (CRS), подразделения службы управления движением в воздухе ( ATS).

Наземные станции могут также упоминаться как авиационные наземные станции или морские береговые земные станции..

3. Координация на месте действия

На координацию на месте происшествия влияют тип участвующих в действиях средств и регион, где произошел инцидент. При это в число доступных средств могут входить: выделенные поисково-спасательные единицы; гражданский воздушные и морские суда, военные и военно-морские или другие средства, способные выполнять поиск и спасание.

В отдаленных районах поисково-спасательные воздушные суда не всегда будут в состоянии принять участие.

Суда могут получать информацию от береговых поисково-спасательных служб или в результате самостоятельного слежения за радиообменом при бедствии.

Никакое указание, полученное от этих служб не может освободить капитана от его обязанностей, как указано в Правиле V/ 10 Конвенции СОЛАС-74.

4. Назначение координатора на месте

Когда два или более поисково-спасательных средства проводят операции вместе, координатор действий (SMC) должен назначить координатора на месте действия (OSC), а если это невыполнимо, участвующие средства должны назначить координатора на месте действия по взаимному согласию.

5. Частоты радиосвязи на случай бедствия.

Частоты для оповещения о бедствии, поисково-спасательных операций, безопасности на море и спасательных средств:

1.Оповещение 406 АРБ, Инмарсат-Е АРБ, Инмарсат СЗС:406-406.1 МГц9земля-космос),1644,3-1644,5 МГц (земля-космос);1544-1545 МГц (космос-земля);1626,5-1646,5 МГц (земля-космос),1645,6-1645,8 МГц (земля-космос);УКВ ЗГВ(канал70)-156,525 МГц; ПВ/КВ ЦИВ -2187,55 кГц,4207,5 кГц, 6312, 8414,5 кГц,12577. 16804,5 кГц; УКВ АМ 121,5 МГц, УКВ FM 916 канал-156,8 Мгц; Связя на месте-УКВ 16 канал, ПВ радиотелефония-2182 кгц, ПВ УПБЧ-2174,5 кгц; связь с участием воздушного судна-на месте действия включая радиотелефонию для поиска и спасания-156,8,123,1, 121,5, 156,3 МГц, 2182,3023, 4125,5680 кГц; сигналы привода-406 Мгц-на 121,5 Мгц-радиолокационный ответчик-9200-9500 Мгц; информация по безопасности на море (MSI), Предупреждения NAVTEX,УПБЧ -518 кгц.490.4210,8416,5,16806,5,22376 кгц, 4209,5,6314,12579,19680,5,26100,5 кгц, спутниковая-Safety NET 1530-1545 МГц (косомс-земля); Безопасность мореплавания-УКВ 13 канал, 156,650 МГц;Спасательные плавсредства-УКВ-156,8 МГц и  Радиотелефония, -156-174 МГц, 9ГГц-радиолокационный отчветчик-9200-9500 МГц.

2. Частоты для использования в ГМССБ :ЦИВ в случае бедствия и безопасности, радителефонный обмен в случае бедствия и безопасности, УПБЧ- обмен в случае бедствия и безопасности,УПБЧ-передача информации по безопасности на море (MSI) береговыми станциями и земными станциями, радиотелефония при поиске и спасании на месте действия, сигналы для обнаружения/привода.

Для эффективного поиска надводными и авиационными средствами должны быть заранее спланированы схемы поиска и процедуры, чтобы морские и воздушные суда могли взаимодействовать в скоординированных операциях с минимальным риском и потерей времени. Установлены стандартные схемы поиска с учетом меняющихся обстоятельств.

Планы поиска меняются, если: прибыли дополнительные средства помощи, получена дополнительная информация, изменение погоды, видимости, условий освещенности и т.п.

При языковых трудностях используется ММ (Международный свод сигналов) и стандартные фразы ИМО для общения на море.

Координатор на месте действия информирует соответствующую береговую радиостанцию или подразделение службы управления движением в воздухе (ATS) регулярно о развитии событий на месте поиска и спасания.

При планировании поиска необходимо установить исходную точку или географическую привязку для района, в котором будет производиться поиск. Должны быть учтены следующие факторы:

  • Координаты и время поисково-спасательного инцидента;
  • Радиопеленги, результаты наблюдений и любая дополнительная информация ;
  • Промежуток времени между инцидентом и прибытием поисково-спасательных средств;
  • Предполагаемое перемещение терпящего бедствие средства или спасательного средства в зависимости от дрейфа.

Согласно требований раздела ;- «Чрезвычайные ситуации на борту»

Командиры воздушных судов и капитаны судов не должны медлить с оповещением системы поиска и спасания (SAR), если ситуация развивается или может привести к необходимости привлечения помощи. Это позволит системе поиска и спасания выполнить предварительное планирование на случай непредвиденных обстоятельств, что может представить собой критическую разницу, если ситуация ухудшится.

Воздушными и морскими судами используются три произносимых сигнала о чрезвычайных ситуациях:

  • Сигнал бедствия-MAYDAY (МЭДЭ) используется для указания на то, что подвижное средство находится в состоянии угрозы непосредственной опасности и требует немедленной помощи, например если с судна за борт упал человек и капитан считает, что необходима посторонняя помощь;
  • Имеет преимущество перед всеми другими сообщениями.

Сигнал срочности-PAN-PAN (Пан-Пан), используется когда безопасность подвижного средства находится под угрозой;

Этот сигнал должен использоваться когда существует опасная ситуация, которая может вызвать привлечения помощи; Сигнал имеет преимущество перед всеми видами сообщений, кроме сигнала бедствия.

  • Сигнал безопасности- SECURITE (Секюритэ) используется для сообщений по безопасности судовождения или передающих важные метеорологические предупреждения.
  • Любые сообщения, переданные после этих сигналов, имеют право первоочередности перед обычными сообщениями: сигнал повторяется три раза  в начале сообщения.

Командир воздушного судна или капитан бедствующего судна, должны объявить о состоянии бедствия, используя сигнал- MAYDAY.

Основными произносимыми словами для радиопроцедур, которые поисково-спасательный персонал должен понимать и использовать, являются следующие:

AFFIRMATIVE-то что передано, является правильным;

BREAK-для разделения частей сообщения или одного сообщения от другого;

FIGURES-произносится перед числами в сообщении;

I SPELL- перед фонетическим произношением слова по буквам;

NEGATIVE-нет

OUT-конец передачи, когда ответ не ожидается или не требуется;

OVER-конец передачи, когда ожидается немедленный ответ;

ROGER- я принял ваше сообщение удовлетворительно;

SILANCE-(СИЛАНС)- произносится три раза и означает «прекратите немедленно все передачи»

SILANCE FINI (СИЛАНС ФИНИ)-отмену молчания, для обозначения конца чрезвычайной ситуации и возобновления нормального радиообмена;

WAIT- я должен сделать паузу на несколько секунд, ожидайте дальнейшей передачи.

THIS IS-перед названием станции или позывным сигналом, которые следуют за этим;

Судовое сообщение о бедствии

В сообщение о бедствии указывается: идентификация судна, координаты, характер бедствия и вид требуемой помощи, погода в непосредственной близости, направление ветра, волны и зыби, видимость, время оставления судна, число оставшихся на борту членов экипажа, количество и тип спущенных спасательных средств, находятся ли аварийные средства определения места на спасательном средстве или в море, количество серьезно раненых. Морские аварийные радиобуи указания места (АРБ) и авиационные аварийные радио-буи указатели места (ELT) –являются другими средствами оповещения. Их предполагается использовать для оповещения, когда другие доступные средства являются недостаточными.

 

 

Циркулярное письмо MSC/Circ.801 от 30 мая 1997 г. Доклады об авариях и инцидентах на море.

 

По Правилу 1/21 Конвенции СОЛАС и статьсям 8 и 12 Конвенции МАРПОЛ, каждой Администрации следует проводить расследование любой аварии, произошедшей с ее судами, подпадающими под эти Конвенции и обеспечить Организацию (ИМО) относящейся к делу информацией, касающейся выводов таких расследований.

Для целей сообщений в Организацию, аварии с судами классифицируются как « очень серьезные аварии», «серьезные аварии», «менее серьезные аварии» и « инциденты на море». Администрации призываются представлять в Организацию данные по всем «очень серьезным авариям» и « серьезным авариям».

Под этими терминами понимается следующее :

  • «очень серьезные аварии»-аварии с судами, повлекшие полную гибель судна, гибель человека или серьезное загрязнение.
  • «серьезные аварии»-аварии с судами, не классифицируемые как «очень серьезные аварии» в результате которых произошли: пожар, взрыв, столкновение, посадки на грунт, навал, погодное повреждение, ледовое повреждение, трещина в корпусе или подозреваемый дефект копуса или повреждение конструкции, приведшей к немореходности судна,как подводная пробоина, поломка ГД, значительное повреждение жилых помещений и т.п. или загрязнение (независимо от количества сброса) и/или поломка, потребовшая буксировки или помощи берега.
  • 2 менее серьезные аварии»-аварии  с судами, не классифицируемые как «очень серьезные аварии « или « серьезные аварии» для целей регистрации полезной информации также включают «опасные инциденты».

По всем этим данным Администрации призываются представлять данные в ИМО в зависимости от класса аварии.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий