Загрузка...

У запорожцев широко использовались различные плавучие средства, предназначенные для морских и речных плаваний. Речные лодки (байдаки, дубы) применялись для ловли рыбы, в них помещалось до 10 человек. Имели они также легкие лодки из воловьей кожи. Многие черты судостроительной практики запорожцев имеют сходство с древнерусским судостроением времен Киевской Руси. Основным средством морских плаваний были чайки (говорят, что от татарского слова “каик ? чайка”, т. е. круглая лодка, хотя имеется и поэтическое объяснение ? быстрая, как чайка) ? рис. 7.1. Длина ее составляла 15?20 м, ширина 3?5 м (5 м ? большие морские), высота борта ? 3,6 м. В основу брался ствол ивы, липы, дуба длиной 13?14 м, к
нему присоединялись штевни, затем крепилась обшивка из дубовых досок длиной 3,6 м, шириной около 300 мм. На чайке устанавливались: одна мачта, до 20?-30 и даже 40 весел, на носу и в корме два рулевых весла. К бортам от кормы до носа крепились связки просмоленного камыша с помощью лыка или ветвей боярышника. Шпангоуты назывались кокорами, изготавливались из дуба; обшивка, как указывалось выше, состояла из дуба до ватерлинии, выше ? еловая. Крепилась она к кокорам ясеневыми в два пальца толщиной и железными (коваными) гвоздями (через два деревянных шел один железный). По бокам уключины (“кочетки”) во всю длину лодки шел дубовый брус толщиной 5 вершков*) из двух кусков, к нему ? железные болты с крючьями для снастей. Современные исследователи считают, что отношение длины к ширине по конструктивной ватерлинии у черноморских чаек достигало 6, а коэффициент полноты ? 0,45, что обеспечивало хорошие мореходные качества. В прошлом веке были найдены две чайки в селе Покровском Екатеринославской губернии, напротив места последней Запорожской Сечи. Вот сообщение газеты “Южная правда” от 11 июля 2002 года. Казацкую чайку “Богун” спустили в Очакове. “Богун” ? атаманская чайка длиной 22 м, имеющая кубрик и 20 весел длиной около 5 м. Ширина чайки 4,5 м, высота борта 1,8 м, водоизмещение 17 т. Парусное вооружение состоит из прямого и косого парусов общей площадью 64 м2. На постройку чайки ушло 34 кубометра леса. Основу “Богуна” составил, как это и должно быть у настоящей чайки, ствол-моноксил, на котором затем уже наращивали корпус. Ствол, правда, сосновый, на форштевень пошел дуб. С целью  обеспечения современных требований безопасности, как сообщает газета, были учтены некоторые тре-
бования Регистра судоходства Украины. Спроектировал чайку николаевский кооператив “Эколог”, построило Очаковское малое предприятие “Синтез”. Совершенно очевидно, что это своего рода “новодел” по мотивам запорожских чаек. Положительное значение этого факта ? возрождение интереса к истории запорожского казачества. Настоящие же чайки сооружались в Сечи у войсковой скарбницы.
Над каждой чайкой трудилось 60 человек в течение 15 дней, за 2?3 недели в Сечи изготавливали от 80 до 100 лодок. В каждую чайку помещалось от 50 до 70 человек, каждый имел саблю, два ружья, шесть
фунтов пороху, пули, несколько ядер для фальконета (небольшой переносной пушки). В чайку грузились припасы: сухари, копченое мясо, вареное пшено, ячменная мука, из которой готовили “саламаху”. Вопреки расхожему представлению, спиртных напитков казаки в походы не брали. Замеченного в нетрезвом виде сразу же выбрасывали за борт, так как “трезвость считали необходимой при исполнении своих обязанностей”. Походная одежда казаков: рубаха, двое шаровар, кафтан толстого сукна и шапка. Для морского похода запорожцы обряжались в самые старые вещи, но в мирное время они одевались очень богато и нарядно. Турки, наоборот, когда шли на войну, одева-
лись пышно и украшали себя золотыми вещами и бриллиантами. Информация о запорожских судах известна благодаря запискам французского инженера Гийома Боплана, в середине XVIII века посе-
тившего Запорожскую Сечь (рис. 7.2). Были у запорожцев, хотя и редко, корабли ? 2- и 3-мачтовые, имевшие четыре каютных иллюминатора, двухъярусную рубку, на нижней палубе с каждого борта ? семь орудийных лацпортов, на верхней ?три лацпорта для пушек. Всего орудий с двух бортов ? 20. Экипаж ?250 человек, 5…10 человек начальников. Такой корабль известен по изображению на знамени, подаренном Екатериной II запорожскому войску. В истории запорожских казаков известны случаи удалых набегов на неприятеля, когда казаки использовали под водой перевернутые челны, в воздушном пространстве которых у них были головы, а ногами они перемещались по дну, удерживая челн в подводном положении руками и с помощью балласта. (Интересно, что эту идею в прошлом
веке применил морской офицер Скотт Россель для расчистки Севастопольской бухты от затопленных во время Крымской войны кораблей. Он построил подводный “аппарат” типа водолазного колокола
“Наутилус”. Особого успеха, правда, две практические попытки использования его не имели.).
У запорожцев была своя тактика морского боя. Она называлась “крутить веремию”. Чайки подходили как можно ближе к турецкому судну, запорожцы давали залп из ружей и быстро исчезали в откры-
том море. Через какое-то время с другой стороны и третьей делали то же самое и так далее, пока не сбивали врага с толку, затем нападали со всех сторон и уничтожали.

Самые славные морские походы были осуществлены гетманом Петром Сагайдачным. В 1605 году он во главе запорожцев взял турецкую крепость Варну. На следующий год пошел в Крым и взял Феодосию (рис. 7.3). Брал Синоп, разрушил его. В походе на Трапезунд принимало участие до 300 чаек и 15000 запорожцев. Дойдя до самого Константинополя, казаки сожгли две константино-польские пристани ? Ми зевну и Архиоки. Султан послал за ними свой флот, который догнал казаков у устья Дуная. Сагайдачный разбил турецкий флот. На следующий год (1616) в Днепровском лимане Сагайдачный еще раз разбил флот Али-Паши и взял в плен 15 турецких галер. Он был гетманом Украины и войска Запорожского. В знаменитой битве под Хотином на Днестре в 1621 году против турок и татар (200000 турок и 100000 татар) был ранен и в 1622 году умер. Конструкции судов запорожских казаков оказали заметное влияние на судостроение Российского флота в начальный период борьбы с Турцией за выход к Черному морю.

В 1737 году во времена императрицы Анны Иоанновны на острове Хортица на Днепре была создана Запорожская верфь, на которой в срочном порядке для Азовской и Днепровской флотилий армиигенерал-фельдмаршала фон-Миниха строились дубель-шлюпки и казацкие лодки, в основу которых были положены запорожские дубы и чайки. Такие же суда в большом количестве строили на Тавровской верфи на Дону и Брянской на Днепре. Совсем недавно, в 1999 году, у острова Хортица на глубине нескольких метров была обнаружена и поднята, судя по всему, дубельшлюпка в хорошем состоянии (см. разд. 10.3). Длина ее около 20 м, ширина ? 3,5 м. Корпус достаточно хорошо сохранился (нет части носовой оконечности и трети правого борта). Для крепления вязанок камыша по бортам в кольцах закреплены крюки. В носу и корме были деревянные настилы. В этой находке интересен факт двойной обшивки, наружной и внутренней, а также и двух килей (второй внутри судна). Завершая рассмотрение судостроения у запорожских казаков, следует обратить внимание на то, что многие конструктивные черты их основного плавсредства ? чаек имеют большое сходство с лодьями Киевской Руси, что, в общем-то, и не удивительно (см. гл. 5). Запорожцы не строили больших судов, а когда захватывали их у турок, то сжигали, так как по Днепру их было нельзя использовать из-за порогов.
Запорожцы принимали активное участие в освобождении южных земель от турок и в присоединении Крыма во времена русско-турецких войн. С этими войнами связано основание Херсона, Севастополя
и Николаева ? крупнейшего центра судостроения Юга, давшего начало современному этапу судостроения в Украине.

Так смыкается история древнерусского судостроения через судостроение запорожцев, России с современным украинским судостроением.

*) Вершок ? восточнословянская мера длины, равная 1 “3/4” дюйма (4,45 см). Первоначально равнялась длине фаланги указательного пальца.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий