В середине XIX века остро встал вопрос выбора лучших из многочисленных различных конструкций железных якорей. Важную роль в этом сыграла Англия. Английский журнал “Нотикел мэгэзин” писал (май 1846 г.): “Из достоверных источников установлено, что количество британских судов, что гибнут каждый год вследствие катастроф у берегов, составляет 600, материальные убытки при этом ? 2500000 фунтов стерлингов, а число погибших ? 1560 человек”. В следующем 1847 году журнал “Нотикел Стандарт” пишет: “До нас дошли громкие претензии на якоря, которые используются на флоте, на их плохие качества и непрочность”. В это время у берегов Англии погибли 84-пушечный корабль “Канопус”, 26-пушечный корвет “Амазонка”, 92-пушечный корабль”Родней”, паровые фрегаты “Терибл”, “Вулкан” и др. Это определило повышенное внимание кораблестроительной общественности к судовым якорям. На Большой Королевской Выставке в 1851 году демонстрировалось несколько десятков якорей разных фирм. В этих условиях Адмиралтейство Великобритании решило провести сравнительные испытания якорей, которые поставлялись английскому флоту, с целью выбора наилучшего. Был создан специальный комитет под представительством капитана 120-пушечного корабля “Ватерлоо” Монтегю Стопфорда. В январе 1852 года Комитет Адмиралтейства сформулировал задачи и методику испытаний: “Определить в сравнении преимущества конструкций якорей, что демонстрировались на Большой Королевской Выставке”. К испытаниям допускались якоря, изготовленные в любой стране,
масса которых которая превышает 25 английских центнеров (1 английский центнер равен 50,8 кг), т. е. 1270 кг. Желающие принять участие должны были доставить якорь за свой счет на королевскую верфь в Вулвич для испытания на прочность. К дальнейшим испытаниям на удерживающее усилие было допущено восемь якорей: Айсаака (США), Айлена, Роджера, Паркера, Портера и Тротмана (Англия). Эти испытания проводились на военно-морской верфи в Ширнеси под Лондоном. Была вырыта траншея длиной 80 м, шириной 10 м, глубиной 2 м. В нее засыпали грунт ? смесь суглинка и глинозема, залили водой, чтобы покрывала якоря на 0,5 м. Якоря испытывали попарно: канаты от них проходили через блок, который, в свою очередь, выбирался шпилем, снятым с военного корабля I ранга; шпиль выбирали 14 матросов. Вторая серия испытаний была проведена на морском побережье в июле 1852 года у мыса Гаррисон на глубине двух саженей. Оценивалось также удобство выбирания и укладывания якорей на судне. Больше всех очков набрал якорь Паркера за № 365, который был откован в 1847 году фирмой “Логринж Ко”. Комиссия приняла к сведению, что этот якорь из общей партии, между тем как остальные были выставочными образцами. Его назвали “якорем адмиралтейского образца”. Так родился якорь, который применятся и в нынешнее время (рис. 6.7). Именно якоря адмиралтейского типа стали образцом, который в стилизованном виде изображается моряками, судостроителями в качестве морского символа.
- Железные якоря
- Якоря с поворотными лапами