Конструкция деревянных якорей получила большое распространение в древние времена в Средиземноморье (рис. 6.3). Об этом свидетельствуют многие находки, среди которых, как ни странно, есть и большие отливки из свинца весом до 700 кг. Это были длинные бруски прямоугольной формы. Считали, что это рога древних греческих якорей. В 1954 году аквалангисты подняли сразу девять таких свинцовых брусков длиной 1,6…1,8 м. Решили, что это остатки якорей судов, которые погибли в 429 году до н. э. во время битвы при Патрасе. Еще в 1932 году был найден деревянный якорь, который выглядел так: к большому деревянному веретену из сосны крепились прямые рога из дуба; концы рогов были окованы железом; на веретене в верхней части закреплялся свинцовый шток, имевший длину 2,4 м и массу 450 кг. Было неясно, почему такая тяжелая часть якоря располагается в верхней части веретена. Ж. Кусто предположил, что это для того, чтобы конец веретена ложился на дно (раньше якорные канаты были растительные, а не стальные цепи, как теперь, которые своей тяжестью опускают конец веретена до дна). Железные кованые цепи начали заменять толстые растительные канаты только в середине XVIII века. Считается, что якорные цепи впервые появились в 1814 году на английском судне “Кент”).
Такой шток длиной 1,7 м и массой 200 кг вместе с обломками деревянного веретена найдены экипажем земснаряда “Кубань-3” во время углубления канала в Керченской бухте. Датируется эта находка
I столетием до н. э. Находили десятки штоков на берегах Испании, Ливии, Ливана и в других местах, что подтверждает широкое распространение в древности деревянных якорей.
- Формирование конструкций штоковых якорей
- Железные якоря