Следующий шаг в развитии якорей ? появление железных конструкций (рис. 6.4). Большие деревянные якоря были не очень крепкими, требовали бережного отношения при опускании на дно. Железные были значительно прочнее. (Железо люди научились добывать еще в X в. до н. э.). Якоря из железа начали применять, как уже отмечалось, в древней Греции. Древний греческий писатель Павсаний (II в.) утверждает, что первый железный якорь отковал фригийский царь Мидас (VII в. до н. э.). Римский писатель Плиний Младший (62?114 гг.) считал конструктором железного якоря грека Евлампия, открытие якоря он приписывал древним жителям Этрурии. Греческий историк и географ Страбон (64 г. до н. э.) сообщает, что изобретателем железного якоря был греческий ученый Анахарсис (вторая половина VII в. до н. э.), по происхождению скиф. (А скифы, как известно, жили здесь, в наших краях. Так наша история соприкасается с историей якоря.). Можно считать, что время появления железного якоря ? VII век до н. э., место ? бассейн Средиземного моря, Греция. Древние греки называли железный якорь “анкура”, от корня анк ? крюк, кривой, за-
гнутый. Это слово перешло во многие языки: анкора ? итальянский, анкла ? испанский, анкер ? датский, шведский, голландский, анкэр ? французский, анкер ? немецкий, норвежский, энкор ? английский, анкури ? финский. Русское и украинское слово якорь имеет то же происхождение.
В средние века и позднее, вплоть до XVIII века, железные якоря получили распространение во всех флотах мира. Характерно, что в течение многих веков существует много разновидностей железных якорей, принципиально близких по облику (рис. 6.5, 6.6).
- Деревянные штоковые якоря
- Адмиралтейский якорь