Загрузка...

Специфические условия деятельности морского судна предопределяют особый правовой статус его капитана. С одной стороны капитан является служащим судовладельца и, таким образом, непосредственно подчиняется его указаниям. Так, согласно ст. 71 КТМ РФ капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца.С другой стороны — при определенных обстоятельствах капитан выступает от имени государства, осуществляя функции, свойственные только государственным органам.
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством России наряду с милицией, органами пограничной охраны, органами безопасности и другими к органам дознания отнесены капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании. Это положение отражено в ст.69 КТМ РФ устанавливающей, что в случае совершения на судне, находящемся в плавании, деяния, предусмотренного уголовным законодательством РФ, капитан выполняет функции органа дознания. КТМ предусматривает право капитана держать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его соответствующим российским властям в первом порту захода.
В зависимости от вида совершенного преступления капитан может возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия для установления и закрепления следов преступления (осмотр места происшествия, обыск и выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей) либо принимает все меры по установлению обстоятельств уголовного дела, подлежащих доказыванию, и передает дело вместе с обвинительным заключением прокурору. В последнем случае материалы дознания, собранные капитаном, являются основанием для рассмотрения дела в суде.
Капитан судна не только вправе сам провести дознание, но может назначить для этой цели любое должностное лицо из судового экипажа, то есть делегировать ему свои полномочия.

Однако ни капитан, ни лицо им назначенное, не могут осуществлять расследование, если они:
1) являются потерпевшими от преступления;
2) являются свидетелями совершенного преступления;
3) являются родственниками подозреваемого или потерпевшего;
4) лично, прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела.
Капитан, проводящий расследование, вправе изолировать подозреваемого в отдельном помещении и выставить охрану только в том случае, если совершено преступление, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Кроме того, такие действия капитана будут правомочны при наличии одного из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на подозреваемом или на его одежде при нем или в его каюте будут обнаружены явные следы преступления.
Постановление о задержании должно быть объявлено подозреваемому не позже 24 часов с момента задержания. В течение этого же времени капитан должен известить о происшедшем прокурора по месту приписки судна.
Капитан вправе производить обыск и выемку определенных предметов и документов, имеющих значение для дела с обязательным извещением в течение суток прокурора по месту приписки судна. При обыске и выемке должны присутствовать понятые и лицо, у которого производится обыск или выемка-. Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола.
О производстве выемки или обыска составляется протокол в двух экземплярах, подписываемый капитаном, понятыми и лицом, у которого производится выемка или обыск.
Таким образом, капитан судна наделен фактически всеми полномочиями, позволяющими ему эффективно действовать при изобличении преступника на борту судна. Однако следует учитывать, что капитан может не знать всех тонкостей уголовно-процессуального законодательства. В этой связи не следует пренебрегать консультациями у прокурора по месту приписки судна.

В настоящее время ни в одном из действующих универсальных международных договоров не предусмотрено, в каких случаях прибрежное государство применяет свое уголовное законодательство (осуществляет уголовную юрисдикцию) на борту иностранного судна, находящегося в его водах. Однако следует отметить, что в результате длительной практики сложился признанный международно-правовой обычай, суть которого сводится к следующему.
Прибрежное государство вправе осуществлять уголовную юрисдикцию на борту иностранных судов, находящихся в его водах, но обычно воздерживается от этого. Исключение составляют следующие случаи, когда уголовная юрисдикция осуществляется безусловно: 1) преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в порту; 2) последствия преступления выходят за пределы судна, т.е. распространяются на прибрежное государство; 3) совершено тяжкое преступление; 4) капитан судна или консул страны, под флагом которой плавает судно, обратились с просьбой об оказании помощи; 5) необходимость пресечения незаконной торговли наркотическими и психотропными веществами.
Согласно ст. 70 КТМ РФ капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося во время плавания на судне. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному.
Капитан судна при удостоверении завещания руководствуется положениями Закона РФ «Основы законодательства РФ о нотариате» 1993 г. Капитан должен соблюдать тайну удостоверяемых завещаний. Содержание завещания не может быть сообщено никому другому, в том числе и лицам, указанным в завещании. Справка о наличии завещания и о его содержании выдаются только после смерти завещателя по предъявлении свидетельства о смерти. Удостоверение завещаний граждан, находящихся на судах во время плавания, осуществляется по их устному заявлению.
При удостоверении завещания капитан судна устанавливает личность завещателя и проверяет его возраст. Могут быть удостоверены лишь завещания граждан, достигших 18 лет, либо несовершеннолетних граждан, вступивших в зарегистрированный брак.

Личность и возраст завещателя устанавливаются по паспорту или другому документу, заменяющему паспорт. Это необходимо для того, чтобы убедиться, то ли лицо подписывает завещание, от имени которого оно составлено.
Капитан имеет право не удостоверять завещание:
1) если лицо находится в момент составления завещания в таком состоянии, когда не может понимать значения своих действий или руководить ими (например, в бредовом состоянии);
2) если лицо страдает душевной болезнью или слабоумием (но только при наличии решения суда о признании этого лица недееспособным);
3) если капитану известно, что обратившееся к нему лицо решением суда, вступившим в законную силу, признано ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами;
4) капитан не вправе удостоверять завещание на свое имя, от своего имени, на имя и от имени своей супруги, ее и своих родственников.
Если нарушено хотя бы одно из указанных правил завещание является недействительным.
По просьбе лица, которому отказано в удостоверении завещания, капитан судна излагает причины отказа в письменной форме и разъясняет, что соответствующая жалоба может быть подана в суд по месту порта приписки судна.
Капитан судна обязан сделать запись в судовом журнале о каждом случае рождения ребенка на судне и о каждом случае смерти на судне. При этом он обязан уведомить одного из близких родственников умершего или супруга умершего о его смерти и принять меры по сохранению и отправке тела умершего на родину. При отсутствии такой возможности капитан судна обязан предать тело умершего земле или кремировать его и отправить урну с прахом на родину.
В исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, либо если такова воля покойного, капитан судна имеет право предать тело умершего морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта.

Ритуал предания тела морю следующий. Тело покойного упаковывается в плотную ткань или иной подобный материал (брезент, синтетическая пленка, пр.), перевязывается растительными или стальными тросами, а к ногам привязывается какой-либо тяжелый предмет. Тело кладется на большую широкую доску, один конец которой лежит на фальшборте, а второй поддерживается подставкой, сохраняя тело в горизонтальном положении. При этом ноги покойника должны быть обращены в сторону моря. Вблизи выстраиваются полукругом члены экипажа и пассажиры, лицами в сторону моря. Для погребения всегда избирается подветренный борт, Когда приготовления закончены, флаг приспускается до половины и начинается заключительная часть прощания..
После завершения траурной панихиды судно уменьшает ход до малого, подставка убирается, и по команде капитана внутренний конец погребальной доски поднимается медленно вверх до тех пор, пока тело покойного не соскользнет с доски, увлекаемое привязанным к ногам тяжелым предметом.
После исчезновения тела в воде руль судна перекладывается на левый или правый борт (в зависимости от условий плавания) и совершается полная циркуляция над местом погребения.
После выхода судна на прежний курс флаг поднимается до места, ход увеличивается до полного, а судно дает три длинных прощальных гудка. Вахтенный штурман определяет точное место погребения и его координаты записывает в судовой журнал. В журнал записываются также другие сведения о погребении тела: время, основные этапы процедуры, фамилии, имена и отчества непосредственных участников похорон, их адреса, должности на судне, кто присутствовал при погребении.
Кроме того, капитан составляет акт о погребении, в котором описывается процедура погребения, ее участники, причины по которым тело не могло быть сохранено на судне до прихода в порт, а также другие сведения, касающиеся погребения. Акт о погребении вместе с оформленной выпиской из судового журнала сдается в российском порту родственникам, в иностранном — российскому консулу.
Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до передачи такого имущества согласно описи капитану первого порта РФ, в который зайдет судно.

В случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности, для ремонта судна или содержания членов экипажа судна, капитан вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного ему имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания. Он обязан избрать тот способ приобретения средств для продолжения плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца. При этом согласно положениям КТМ РФ судовладелец возмещает стоимость проданного груза его владельцу, за исключением случаев, если вызванные продажей груза убытки подпадают под признаки общей аварии или продажа груза проведена только в интересах груза.
В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану судна выполнять свои служебные обязанности, последние возлагаются до получения распоряжения судовладельца на старшего помощника капитана.
Капитан морского судна не пользуется правом регистрации актов гражданского состояния, поскольку в России регистрация браков, рождений и смертей осуществляется городскими или районными отделами (бюро) ЗАГСа, а в сельских местностях и поселках — сельскими и поселковыми администрациями. Любые притязания на этот счет со стороны членов экипажа или пассажиров капитан должен отклонять. Очевидно, что регистрация актов гражданского состояния не требует срочных и неотложных мер.
Таким образом, капитан морского судна является особым должностным лицом — представителем власти, которому государство делегирует определенные права и возлагает ряд обязанностей, которые свойственны только государственным органам.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий