Загрузка...

На каких же судах совершались эти очень длительные путешествия через опасности открытых океанов, вне видимости берегов?

Первоначально такими судами были каравеллы. Каравелла ? морское однопалубное судно с высокими бортами и надстройкой, распространенное в XIII?XVII веках в средиземноморских странах. Сначала это были португальские рыболовные суда водоизмещением около 20 т. С XV века их водоизмещение возросло до 200?400 т, длина до 15?35 м, ширина до 4,3?9,0 м, осадка до 2?4 м.

На каравеллах устанавливались 3?4 мачты, которые несли либо все косые паруса (caravella latina), либо на фок- и грот-мачтах ставились прямые паруса (caravella redonda ? от исп. redonda ? прямой парус). Есть мнение, что слово “каравелла” происходит от способа обшивки вгладь: одна доска вплотную к другой. Хотя этот способ был известен и ранее, тем не менее заслугу его изобретения приписывают корабелу из Бретани по имени Жулиан, который назвал его “карвель” или “кравеель”. Скорее всего, как считают историки судостроения, каравелла происходит от слияния слов латинского происхождения кар (судно) и велла (быстро), т. е. быстроходное судно.

Именно на таких судах Х. Колумб совершил свое плавание в Америку через Атлантический океан, а Диаш обогнул южную оконечность Африки, Васко да Гама первым из европейцев осуществил плавание
из Европы в Индию вокруг Африки.

Бартоломео Диаш ди Новаиш в поисках пути в Индию дошел до мыса Доброй Надежды на двух небольших каравеллах “Сан-Криштован” и “Сан-Панталиан” (водоизмещение 100 т, длина 26 м, ширина
9 м, каждая вооружена двумя бомбардами) и небольшом транспортном судне с провиантом (рис. 8.1).

составлял 90 человек. Флагманское судно “Санта Мария” было большой каравеллой ? нао (большой корабль) водоизмещением около 120 т. Предположительно длина ее была 22?24 м, ширина ? 7,3?8,0 м, глубина трюма ? 3 м (не сохранилось ни чертежей, ни рисунков). В кормовой части располагалась надстройка с каютами, на баке ? треугольная платформа. Парусное вооружение включало в себя прямой парус на фок-мачте, большой прямой грот и над ним прямой трапециевидный грот-марсель на грот-мачте, косой парус на бизани и блинд на удлиненном бушприте.

Вооружение: четыре 20-фунтовые, шесть 12-футовых, восемь 6-фунтовых и более мелких пушек, стрелявших каменными ядрами.

Каравелла “Пинта” водоизмещением 70?90 т имела на фок- и гротмачте по одному прямому парусу, а на бизани ? косой. У малой каравеллы “Нинья” (предположительно от испанского “детка”) водоизмеще-
нием 40?60 т на всех трех мачтах паруса были косые. Такими же небольшими судами были и каравеллы Васко де Гама, Магеллана. Суда Васко де Гама “Сан-Рафаэль” (рис. 8.3), “Сан-Габриэль” имели водоизмещение в 150 т, а “Беррие” лишь 70 т. Единственное вернувшееся из кругосветного плавания судно Магеллана “Виктория” с 18 членами экипажа имело водоизмещение 85 т (по другим источникам, 75?120 т), длину 28 м, вооружение ? лишь 10 кулеврин (рис. 8.4).

По архитектурному облику каравелла представляла собой однопалубное парусное судно с высокими бортами и надстройками в корме и носу. Небольшим был и английский галион “Голден хинд” (“Золотая лань”), на которой английский мореплаватель Ф. Дрейк в 1577?1580 годах предпринял пиратскую экспедицию в Вест-Индию и совершил второе после Магеллана кругосветное плавание. Длина этого галиона 18,3 м, ширина 5,8 м, осадка 2,45 м, водоизмещение 100 т.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий