1.0 02 Морские навигационные карты предназначаются для ведения на них графического учета движения судна. С этой Целью на картах прокладываются курсы и путь судна, а также пеленги на различные предметы. Совершенно ясно, что и курсы, и пеленги легче всего изображать прямой линией, как наиболее простой, нанесение которой на карту не требует сложных инструментов. Чрезвычайно важно и то обстоятельство, что любое направление на поверхности Земли определяется…
![](https://seaspirit.ru/wp-content/uploads/2010/07/ll.jpg)
Локсодромия и ортодромия
5.0 01 Если судно идет постоянным курсом, перемещаясь от точки А к точке В, то оно будет пересекать все меридианы под одним и тем же углом. Если нанести такую линию на глобус для произвольно выбранного курса, например 50° (рис), то окажется, что она бесконечное количество раз будет опоясывать земной шар и спиралеобразно приближаться к полюсу, однако никогда его не достигнет. Эта кривая двоякой кривизны получила…
Сведения о картографических проекциях
0.0 00 Для плавания наивыгоднейшим путем судоводителю необходимо знать реальную обстановку в этом районе, т. е. взаимное расположение пунктов отхода и прихода, глубины и навигационные опасности, средства навигационного оборудования и т. п. Казалось бы, что наиболее удобно использовать для этой цели глобус, на котором нанесена вся подобная информация. Однако если на глобусе изображать одну морскую милю длиной в 5 мм, то радиус такого глобуса составит…
![](https://seaspirit.ru/wp-content/uploads/2010/07/dw.jpg)
Соотношение между направлениями по ГК и МК
0.0 00 В штурманской практике нередко требуется от показания по гирокомпасу перейти к показанию по магнитному компасу, и наоборот.?
![](https://seaspirit.ru/wp-content/uploads/2010/07/zc.jpg)
Перевод курсов и пеленгов
0.0 00 Переводом курсов и пеленгов, или переводом направлений, называются действия, связанные с переходом от истинных, проложенных на карте курсов или пеленгов, к компасным. Иногда требуется от обратного истинного пеленга, проложенного на карте, перейти к обратному компасному или гирокомпасному пеленгу (например, на какой отсчет ОКП (ГКП) нужно установить пеленгатор, чтобы гад нему заметить приход судна на заданный ИП. Как видно из сказанного, перевод истинных направлений…
![](https://seaspirit.ru/wp-content/uploads/2010/07/da.jpg)
Исправление курсов и пеленгов
0.0 00 Пеленги и курсы прокладывают на морской карте для определения места судна и направления его движения относительно берегов, надводных и подводных опасностей. На карте можно откладывать только истинные курсы и пеленги. Для этого служат нанесенные на нее линии истинных меридианов, верхние концы которых указывают на Nn. По компасу же получают компасные курсы и пеленги, которые отличаются от истинных на величину, равную поправке компаса.
![](https://seaspirit.ru/wp-content/uploads/2010/07/cc.jpg)
Гирокомпасные курсы и пеленги
5.0 01 Действие гирокомпаса основано на использовании свойств несвободного гироскопа и влиянии на него суточного вращения Земли. Ось быстро вращающегося тяжелого ротора (гироскопа), подвешенного определенным образом, стремится под действием суточного вращения Земли занять направление, совпадающее с направлением истинного меридиана NN-SN . Это направление через специальную следящую систему передается репитерам. Направляющая сила гирокомпаса как сила механическая не зависит ни от магнитного поля Земли, ни от судового…
![](https://seaspirit.ru/wp-content/uploads/2010/07/sa.jpg)
Поправка Магнитного компаса
5.0 01 ИК=МК +d; ИП=МП +d; ОИП=ОМП+d; МК=КК +?; МП=КП + ?; ОМП = ОКЛ + ?. ИК=КК +?+d, ИП = КП + ?+ d, ОИП = ОКП+?+d. Таким образом, чтобы получить истинное направление ИК, ИП или ОИП, необходимо направление, определенное по магнитному компасу, исправить девиацией и магнитным склонением со своими знаками.
![](https://seaspirit.ru/wp-content/uploads/2010/07/dd.jpg)
Компасные курсы и пеленги
5.0 01 Направления, определяемые по картушке магнитного компаса относительно компасного меридиана, называются компасными направлениями. Положение компасного меридиана указывает диаметр картушки 0—180°, причем деление 0° картушки показывает на Nk.
![](https://seaspirit.ru/wp-content/uploads/2010/07/aaa.jpg)
Судовой магнетизм. Девиация МК
0.0 00 Современные суда строят в основном из специальных сталей и железа. Занимая во время строительства неизменное положение по отношению к магнитному полю Земли, корпус надстройка и другие части судна постепенно намагничиваются и создают собственные магнитные поля. К ним добавляются магнитные поля, создаваемые судовым электричеством и перевозимым грузом, обладающим магнитными свойствами. Все эти поля образуют судовое магнитное поле, которое неодинаково в различных местах судна.