Оценить

Всестороннее использование РЛС — важного средства за­благовременного обнаружения других судов (объектов) и опреде­ления степени опасности столкновения — является одной из тех мер предосторожности, пренебрежение которыми может быть поставлено в вину на основании Правила 2 МППСС-72.

Радиолокационное наблюдение организуется совместно с другими видами наблюдения — зрительным и слуховым, не заме­няя, а дополняя их.

При ограниченной видимости организация радиолокацион­ного наблюдения обязательна.

Радиолокационное наблюдение обязательно при ухудше­нии видимости, при подходе судна к области тумана или интенсив­ных осадков (ливень, шквал, снежные   заряды,   пыльные   бури).

Находясь вблизи зоны ограниченной видимости, следует всегда использовать РЛС для обнаружения судов, которые могут быть в этой зоне.

Ночью, даже в условиях хорошей видимости, целесообраз­но использовать судовые радиолокационные средства в прибреж­ных водах и при следовании районами, где возможна встреча с ма­лыми рыболовными судами, яхтами, буровыми платформами или другими сооружениями, которые не всегда освещены надлежащим образом.

При плавании в узкостях и в районах интенсивного дви­жения судов использование РЛС обязательно в любых условиях видимости.

Организация радиолокационного наблюдения, в том числе в условиях хорошей видимости, соответствует требованию Прави­ла 5 МППСС-72 об использовании для наблюдения всех имеющих­ся средств, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения.

В сложных условиях для графической прокладки радио­локационных измерений и обработки радиолокационной информа­ции следует привлекать свободного от вахты помощника капитана. В таких случаях является обязательным четкое распределение обязанностей судоводителей на мостике.

Радиолокационное наблюдение не освобождает судно от подачи звуковых сигналов, предписываемых МППСС-72.

Каждое судно, в том числе использующее РЛС, должно всегда следовать безопасной скоростью. Правило 6 МППСС-72, перечисляя факторы, которые надлежит учитывать при выборе безопасной скорости, выделяет группу факторов, связанных с ис­пользованием РЛС.

Использование судовой РЛС с радиолокационной про­кладкой на маневренном планшете или средств автоматизирован­ной радиолокационной прокладки (САРП) позволяет:

заблаговременно обнаружить другие суда (объекты), опреде­лить их положение;

оценить степень опасности столкновения и элементы движения судов (объектов);

«проиграть» и выбрать маневр для расхождения, обосновав его необходимость, приемлемость и своевременность в конкретной ситуации;

контролировать эффективность выбранного маневра в процессе его выполнения;

своевременно принять дополнительные меры обеспечения безо­пасности плавания в случае необходимости;

безопасно вернуться на заданный путь следования, т. е. дейст­вовать в соответствии с требованиями МППСС-72.

Следует принимать во внимание, что даже наиболее совершенное радиолокационное оборудование не может полностью заменить визуальное наблюдение.

В условиях радиолокационных помех, волнения моря, метеоро­логических аномалий, малой отражающей поверхности некоторых судов и объектов могут быть не обнаружены отдельные цели; точ­ность радиолокационных пеленгов значительно ниже визуальных; маневр изменением курса, выполненный другим судном, обнаружи­вается зрительно быстрее, чем с помощью РЛС.

Наличие теневых секторов впереди траверза вызывает необходимость отворота с курса для их просмотра.

При организации радиолокационного наблюдения и вы­боре безопасной скорости важно учитывать квалификацию и опыт наблюдателя у РЛС.

Неправильное использование или неиспользование РЛС для предупреждения столкновений является фактором, усугубля­ющим вину в случае столкновения судов.

Радиолокационная прокладка (ручная или автоматизированная представляет собой графоаналитический метод обработки радиолокационной информации при решении задачи расхождения судов.

Различают истинную и относительную радиолокационные про­кладки.

Истинная прокладка обычно выполняется на навигацион­ной карте. От счислимых мест своего судна откладывают измерен­ные пеленг и дистанцию цели, получая ее одномоментные местопо­ложения. По ним определяют курс и скорость цели, а также путем более сложных построений Дкр и 1кр для оценки степени опасности столкновения.

Относительная прокладка выполняется на радиолокацион­ном маневренном планшете, на накладном зеркальном планшете, которым оборудованы некоторые модели РЛС, а также во всех САРП (в САРП, как правило, в сочетании с истинной прокладкой).

Обработка радиолокационной информации с помощью САРП принципиально не отличается от обработки   ее   вручную.

Основным преимуществом САРП перед ручной обработкой информации является автоматическая индикация радиолокацион­ных данных, необходимых для полной оценки ситуации.

При использовании САРП исключаются этапы выполнения ра­диолокационных измерений и переноса этих измерений на планшет, ведения графических построений и расчетов, требующих большил затрат времени, внимания, терпения и, что самое основное, выполняемых обычно не одним судоводителем. САРП позволяет сосредоточиться на выборе и обосновании маневра для расхождения — основной операции, определяющей качество решения задачи пре­дупреждения столкновений судов.

Опыт показывает, что практически   в   любой   ситуации имеется не один, а несколько маневров,   в,   результате   которых можно избежать столкновения. Очевидно, из всех возможных ма­невров судоводитель должен выбрать такой, который позволит ре­шить задачу расхождения с наименьшими потерями времени и пути я при этом, безусловно, будет соответствовать требованиям МППСС-72.

Для того чтобы маневр был эффективен, он в соответст­вии с МППСС-72 и хорошей морской практикой должен быть за­благовременным, своевременным, решительным, заметным для дру­гих судов, ведущих радиолокационное наблюдение, и целесообраз­ным, т. е. логичным и понятным.

В общем случае заблаговременным считается маневр, выполня­емый с достаточным запасом времени для предупреждения небла­гоприятных действий другого судна или для принятия дополнительных мер с целью улучшения ситуации.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий