Всестороннее использование РЛС — важного средства заблаговременного обнаружения других судов (объектов) и определения степени опасности столкновения — является одной из тех мер предосторожности, пренебрежение которыми может быть поставлено в вину на основании Правила 2 МППСС-72.
Радиолокационное наблюдение организуется совместно с другими видами наблюдения — зрительным и слуховым, не заменяя, а дополняя их.
При ограниченной видимости организация радиолокационного наблюдения обязательна.
Радиолокационное наблюдение обязательно при ухудшении видимости, при подходе судна к области тумана или интенсивных осадков (ливень, шквал, снежные заряды, пыльные бури).
Находясь вблизи зоны ограниченной видимости, следует всегда использовать РЛС для обнаружения судов, которые могут быть в этой зоне.
Ночью, даже в условиях хорошей видимости, целесообразно использовать судовые радиолокационные средства в прибрежных водах и при следовании районами, где возможна встреча с малыми рыболовными судами, яхтами, буровыми платформами или другими сооружениями, которые не всегда освещены надлежащим образом.
При плавании в узкостях и в районах интенсивного движения судов использование РЛС обязательно в любых условиях видимости.
Организация радиолокационного наблюдения, в том числе в условиях хорошей видимости, соответствует требованию Правила 5 МППСС-72 об использовании для наблюдения всех имеющихся средств, с тем чтобы полностью оценить ситуацию и опасность столкновения.
В сложных условиях для графической прокладки радиолокационных измерений и обработки радиолокационной информации следует привлекать свободного от вахты помощника капитана. В таких случаях является обязательным четкое распределение обязанностей судоводителей на мостике.
Радиолокационное наблюдение не освобождает судно от подачи звуковых сигналов, предписываемых МППСС-72.
Каждое судно, в том числе использующее РЛС, должно всегда следовать безопасной скоростью. Правило 6 МППСС-72, перечисляя факторы, которые надлежит учитывать при выборе безопасной скорости, выделяет группу факторов, связанных с использованием РЛС.
Использование судовой РЛС с радиолокационной прокладкой на маневренном планшете или средств автоматизированной радиолокационной прокладки (САРП) позволяет:
заблаговременно обнаружить другие суда (объекты), определить их положение;
оценить степень опасности столкновения и элементы движения судов (объектов);
«проиграть» и выбрать маневр для расхождения, обосновав его необходимость, приемлемость и своевременность в конкретной ситуации;
контролировать эффективность выбранного маневра в процессе его выполнения;
своевременно принять дополнительные меры обеспечения безопасности плавания в случае необходимости;
безопасно вернуться на заданный путь следования, т. е. действовать в соответствии с требованиями МППСС-72.
Следует принимать во внимание, что даже наиболее совершенное радиолокационное оборудование не может полностью заменить визуальное наблюдение.
В условиях радиолокационных помех, волнения моря, метеорологических аномалий, малой отражающей поверхности некоторых судов и объектов могут быть не обнаружены отдельные цели; точность радиолокационных пеленгов значительно ниже визуальных; маневр изменением курса, выполненный другим судном, обнаруживается зрительно быстрее, чем с помощью РЛС.
Наличие теневых секторов впереди траверза вызывает необходимость отворота с курса для их просмотра.
При организации радиолокационного наблюдения и выборе безопасной скорости важно учитывать квалификацию и опыт наблюдателя у РЛС.
Неправильное использование или неиспользование РЛС для предупреждения столкновений является фактором, усугубляющим вину в случае столкновения судов.
Радиолокационная прокладка (ручная или автоматизированная представляет собой графоаналитический метод обработки радиолокационной информации при решении задачи расхождения судов.
Различают истинную и относительную радиолокационные прокладки.
Истинная прокладка обычно выполняется на навигационной карте. От счислимых мест своего судна откладывают измеренные пеленг и дистанцию цели, получая ее одномоментные местоположения. По ним определяют курс и скорость цели, а также путем более сложных построений Дкр и 1кр для оценки степени опасности столкновения.
Относительная прокладка выполняется на радиолокационном маневренном планшете, на накладном зеркальном планшете, которым оборудованы некоторые модели РЛС, а также во всех САРП (в САРП, как правило, в сочетании с истинной прокладкой).
Обработка радиолокационной информации с помощью САРП принципиально не отличается от обработки ее вручную.
Основным преимуществом САРП перед ручной обработкой информации является автоматическая индикация радиолокационных данных, необходимых для полной оценки ситуации.
При использовании САРП исключаются этапы выполнения радиолокационных измерений и переноса этих измерений на планшет, ведения графических построений и расчетов, требующих большил затрат времени, внимания, терпения и, что самое основное, выполняемых обычно не одним судоводителем. САРП позволяет сосредоточиться на выборе и обосновании маневра для расхождения — основной операции, определяющей качество решения задачи предупреждения столкновений судов.
Опыт показывает, что практически в любой ситуации имеется не один, а несколько маневров, в, результате которых можно избежать столкновения. Очевидно, из всех возможных маневров судоводитель должен выбрать такой, который позволит решить задачу расхождения с наименьшими потерями времени и пути я при этом, безусловно, будет соответствовать требованиям МППСС-72.
Для того чтобы маневр был эффективен, он в соответствии с МППСС-72 и хорошей морской практикой должен быть заблаговременным, своевременным, решительным, заметным для других судов, ведущих радиолокационное наблюдение, и целесообразным, т. е. логичным и понятным.
В общем случае заблаговременным считается маневр, выполняемый с достаточным запасом времени для предупреждения неблагоприятных действий другого судна или для принятия дополнительных мер с целью улучшения ситуации.