Требования к морской карте

1.0 02 Морские навигационные карты предназначаются для ведения на них графического учета движения судна. С этой Целью на картах прокладываются курсы и путь судна, а также пеленги на различные предметы. Совершенно ясно, что и курсы, и пеленги легче всего изображать прямой линией, как наиболее простой, нанесение которой на карту не требует сложных инструментов. Чрезвычайно важно и то обстоятельство, что любое направление на поверхности Земли определяется…

Локсодромия и ортодромия

5.0 01 Если судно идет постоянным курсом, перемещаясь от точки А к точке В, то оно будет пересекать все меридианы под одним и тем же углом. Если нанести такую линию на глобус для произвольно выбранного курса, например 50° (рис), то окажется, что она бесконечное количество раз будет опоясывать земной шар и спиралеобразно приближаться к полюсу, однако никогда его не достигнет. Эта кривая двоякой кривизны получила…

Сведения о картографических проекциях

0.0 00 Для плавания наивыгоднейшим путем судоводителю необходимо знать реальную обстановку в этом районе, т. е. взаимное расположение пунктов отхода и прихода, глубины и навигационные опасности, средства навигационного оборудования и т. п. Казалось бы, что наиболее удобно использовать для этой цели глобус, на котором нанесена вся подобная информация. Однако если на глобусе изображать одну морскую милю длиной в 5 мм, то радиус такого глобуса составит…

Перевод курсов и пеленгов

0.0 00 Переводом курсов и пеленгов, или переводом направлений, называются действия, связанные с переходом от истинных, проложенных на карте курсов или пеленгов, к компасным. Иногда требуется от обратного истинного пеленга, проложенного на карте, перейти к обратному компасному или гирокомпасному пеленгу (например, на какой отсчет ОКП (ГКП) нужно установить пеленгатор, чтобы гад нему заметить приход судна на заданный ИП. Как видно из сказанного, перевод истинных направлений…

Исправление курсов и пеленгов

0.0 00 Пеленги и курсы прокладывают на морской карте для определения места судна и направления его движения относительно берегов, надводных и подводных опасностей. На карте можно откладывать только истинные курсы и пеленги. Для этого служат нанесенные на нее линии истинных меридианов, верхние концы которых указывают на Nn. По компасу же получают компасные курсы и пеленги, которые отличаются от истинных на величину, равную поправке компаса.

Гирокомпасные курсы и пеленги

5.0 01 Действие гирокомпаса основано на использовании свойств несвободного гироскопа и влиянии на него суточного вращения Земли. Ось быстро вращающегося тяжелого ротора (гироскопа), подвешенного определенным образом, стремится под действием суточного вращения Земли занять направление, совпадающее с направлением истинного меридиана NN-SN . Это направление через специальную следящую систему передается репитерам. Направляющая сила гирокомпаса как сила механическая не зависит ни от магнитного поля Земли, ни от судового…

Поправка Магнитного компаса

5.0 01 ИК=МК +d; ИП=МП +d; ОИП=ОМП+d; МК=КК +?; МП=КП + ?; ОМП = ОКЛ + ?. ИК=КК +?+d,  ИП = КП + ?+ d, ОИП = ОКП+?+d. Таким образом, чтобы получить истинное направление ИК, ИП или ОИП, необходимо направление, определенное по магнитному компасу, исправить девиацией и магнитным склонением со своими знаками.

Компасные курсы и пеленги

5.0 01 Направления, определяемые по картушке магнитного компаса относительно компасного меридиана, называются компасными направлениями. Положение компасного меридиана указывает диаметр картушки 0—180°, причем деление 0° картушки показывает на Nk.

Судовой магнетизм. Девиация МК

0.0 00 Современные суда строят в основном из специальных сталей и железа. Занимая во время строительства неизменное положение по отношению к магнитному полю Земли, корпус надстройка и другие части судна постепенно намагничиваются и создают собственные магнитные поля. К ним добавляются магнитные поля, создаваемые судовым электричеством и перевозимым грузом, обладающим магнитными свойствами. Все эти поля образуют судовое магнитное поле, которое неодинаково в различных местах судна.