0.0 00 В XVI веке участие в борьбе за мировое морское господство приняли Нидерланды и Англия. Долгое время Португалия и Испания обладали монополией на вывоз из колоний золота и пряностей. Однако слабость промышленного производства в этих странах определила отсталость их экономики несмотря на постоянно возобновляемый запас драгоценных металлов. Португалия и Испания были вынуждены покупать промышленные товары в странах Европы с более развитой экономикой. Таким образом,…
Развитие корабельной артиллерии
0.0 00 Появление огнестрельного оружия сыграло революционную роль в развитии кораблестроения. Бомбарда (короткая железная кованая труба, наполненная порохом, с каменным ядром, вложенным в ее жерло) была первой пушкой, примененной в 1333 году в морском бою между испанскими маврами Севильи и Туниса (рис. 8.10?8.12). Затем для изготовления пушек стали применять литой металл (бронзу и чугун). С 1493 года каменные ядра заменили чугунными. Первые корабельные пушки имели…
Дальнейшее развитие конструкций европейских судов в XV?-XVI веках
0.0 00 В XV-?XVI веках продолжается увеличение размеров судов, что связано с рядом причин: ростом торгового товарооборота, в первую очередь со вновь открытыми землями, и особенно с появлением артиллерии.В первой половине XV века крупнейшим грузовым судном была многопалубная трехмачтовая каракка (рис. 8,5, 8,6). Она появилась еще в XIII веке, сначала в Португалии и Венеции, затем в Англии и Франции, и просуществовала до XVI века. Каракки…
Суда времен великих географических открытий
0.0 00 На каких же судах совершались эти очень длительные путешествия через опасности открытых океанов, вне видимости берегов? Первоначально такими судами были каравеллы. Каравелла ? морское однопалубное судно с высокими бортами и надстройкой, распространенное в XIII?XVII веках в средиземноморских странах. Сначала это были португальские рыболовные суда водоизмещением около 20 т. С XV века их водоизмещение возросло до 200?400 т, длина до 15?35 м, ширина до…
Эпоха великих географических открытий
0.0 00 До XV века самая активная международная торговля шла через Средиземноморские страны. Главный поток торговли ? с Индией, Китаем, посредниками здесь были арабские купцы (через Египет и Сирию). Эту торговлю в значительной мере сосредоточили у себя Генуя и Венеция. В XV веке Турция завоевала восточную часть Средиземного моря, побережье Черного и Азовского морей, что очень усложняло торговлю с Востоком. Торговые пути попали под влияние…
Суда запорожцев и их морские походы
0.0 00 У запорожцев широко использовались различные плавучие средства, предназначенные для морских и речных плаваний. Речные лодки (байдаки, дубы) применялись для ловли рыбы, в них помещалось до 10 человек. Имели они также легкие лодки из воловьей кожи. Многие черты судостроительной практики запорожцев имеют сходство с древнерусским судостроением времен Киевской Руси. Основным средством морских плаваний были чайки (говорят, что от татарского слова “каик ? чайка”, т.…
Возникновение украинского и запорожского казачества
0.0 00 В 1489 году под руководством атамана Мухи группы недовольных, получивших к тому времени название “казаки”, поднялись в Галичине против шляхты. Практически сразу казачество приобрело ан- титатарскую и антитурецкую направленность, что было связано с постоянными набегами татар и турок на Украину и захватом местного населения для продажи в рабство. В 1492 году казаки разбили татарский корабль под Тегинью, в 1494 году они напали и…
Краткая история Украины от татаро-монгольского нашествия до появления запорожского казачества
0.0 00 Татаро-монгольское нашествие Татаро-монгольское нашествие и связанные с ним последующие события определили если не полную приостановку естественного развития судостроения времен Киевской Руси, то, по крайней мере, зна- чительное нарушение достаточно высокой культуры судостроения, впитавшей в себя как многогранный собственный опыт, так и традиции Византии и скандинавских народов. Только с появлением запорожского казачества возрождаются регулярные походы украинцев в Черном море. Кратко основные вехи нашествия выглядели…
Якоря с поворотными лапами
0.0 00 С появлением адмиралтейского якоря в истории якорей главным становится второе противоречие ? между удобством укладывания якоря на судне и его удерживающей силой. Рост водоизмещения, использование пара на флоте, механизация морских операций за счет применения палубных механизмов привели к уменьшению численности экипажа судов. В этих условиях ручной способ выбирания и постановки якорей (в частности, кабаляринг*)) становится очень затруднительным. Хотя адмиралтейский якорь имеет большую держащую…
Адмиралтейский якорь
0.0 00 В середине XIX века остро встал вопрос выбора лучших из многочисленных различных конструкций железных якорей. Важную роль в этом сыграла Англия. Английский журнал “Нотикел мэгэзин” писал (май 1846 г.): “Из достоверных источников установлено, что количество британских судов, что гибнут каждый год вследствие катастроф у берегов, составляет 600, материальные убытки при этом ? 2500000 фунтов стерлингов, а число погибших ? 1560 человек”. В следующем…