Заказать написание учебной работы у преподавателя по Судостроению
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь
Rate this post

Рассмотренные выше свойства остойчивости судна не охватывают всех возможных вариантов, встречающихся в эксплуатации судна в морских условиях.

Как было показано, остойчивость судна существенно зависит от наличия бортовой качки. Кроме того, рассмотренные случаи не учитывают влияние дифферента судна на характеристики формы корпуса и остойчивости.

Наличие морского волнения существенно изменяет как форму подводной части судна, так и свойства восстанавливающего момента. Ученые в течение прошлого века добились значительных результатов в исследованиях остойчивости судна в общем случае. В этом направлении больших результатов добились отечественные ученые – В.В.Луговский, В.В.Власов, С.Н.Благовещенский, И.К.Бородай, Ю.И.Нечаев, В.А.Некрасов и многие другие.

Наибольшую опасность с точки зрения опрокидывания судна представляет режим движения судна на попутном волнении и на кормовых курсовых углах. При этом судно длительное время находится вблизи вершины волны, которая вместе с развалом борта судна в оконечностях оказывает существенное влияние на характеристики остойчивости, как правило, ухудшая их, и выводя их за допустимые нормы и пределы. Параллельно с ухудшением остойчивости развивается бортовая качка, которая совместно с пониженной остойчивостью способствует опрокидыванию судна.

Эти процессы достаточно сложны, чтобы оградить судно простыми средствами от опрокидывания. В настоящее время ограничиваются вспомогательными информационными материалами для этих режимов движения судна. Однако, ощущается недостаток подобных материалов на судах, а также необходима дополнительная теоретическая подготовка экипажей судов в этой области.

Малые суда (длиной менее 80–90 м) могут испытывать на волнении явление «захвата судна попутной волной» и так называемого «брочинга». Захваченное попутной волной малое судно испытывает бортовую качку, рыскание; у него снижается остойчивость, и оно может быть резко развернуто по ходу движения и мгновенно опрокинуто. Эта сложное физическое явление недостаточно изучено и плохо подчиняется экспериментальным исследованиям.

При бортовой качке (совместно с вертикальной качкой судна) лагом к волне восстанавливающий момент пульсирует с частотой качки. Эти пульсации воздействуют на бортовую качку и приводят к дополнительным видам резонанса, называемого «субгармоническим» или параметрическим. Таким образом, осуществляется связь остойчивости и качки с их обоюдным влиянием, которое снижает безопасность  плавания в этом режиме.

Перечень специальных случаев, в которых остойчивость судна отличается от традиционного подхода, не ограничивается приведенными выше примерами. Это говорит о необходимости чрезвычайно серьезного отношения судоводителей к проблемам остойчивости и безопасности мореплавания.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий