Социальная психология изучает взаимодействие людей в процессе их совместной деятельности с учетом психологических и социальных факторов, характеризующих индивидуальные и групповые особенности данного коллектива. Трудовая деятельность моряков характеризуется разнообразием социально-психологических явлений и особенностей. Знание их важно как для изучения различных поступков и действий людей, так и для принятия психологически обоснованных решений при работе с отдельными членами экипажа, группами и экипажем в целом.
Управление судовым экипажем должно быть направлено на обеспечение и поддержание оптимальных условий жизнедеятельности его членов в процессе их трудовых, общественных, бытовых и межличностных взаимоотношений с учетом личностных качеств и особенностей работы на море. На социально-психологические особенности управления экипажем оказывает влияние ряд факторов природного, производственного и бытового характера. Под влиянием погодных условий могут возникнуть определенные состояния — возбужденность, душевный подъем, тревога, страх, подавленность, расслабленность и др. Во время шторма, как правило, прекращаются игры в местах отдыха, меньшее число людей ходит на демонстрацию фильмов, люди становятся сумрачнее, неразговорчивее. В условиях ограниченной видимости возникает повышенное напряжение, настороженность, слуховые иллюзии, стихают громкие разговоры. Сильное влияние на людей оказывает качка, действие которой на крупнотоннажных судах значительно ослаблено. В отдельных случаях продолжительного укачивания могут возникнуть неоправданные вспышки несдержанности, плохо контролируемые поступки. Полагают, что люди, на которых качка совершенно не влияет, встречаются довольно редко (6—8%). Число лиц, постоянно укачивающихся и не способных к адаптации, составляет 2—3%. Пребывание судна в различных зонах Мирового океана неоднозначно сказывается на психологических особенностях деятельности членов экипажа. Специфично влияние и частой смены часовых поясов. Длительность и непрерывность пребывания в море ухудшает работоспособность и дееспособность, приводит к снижению качества работы и перегрузкам. Первопричиной ухудшения результатов любой работы обычно считается снижение физиологической возможности организма к оптимальному ее продолжению в результате расхода запаса сил и развития утомления. Доказано, что снижение работоспособности сказывается на психике. Психологическая возможность человека выполнять работу качественно в течение заданного времени — соответствующая, но не равная физиологическому понятию работоспособности, — называется дееспособностью, а ее временное снижение в результате расхода запаса сил— усталостью. Усталость — психологический симптом, при котором ощущается тяжесть в голове, конечностях, зрительных и слуховых анализаторах, общая слабость, разбитость, вялость, недомогание, необычная трудность продолжения работы, снижение интереса к ней. Известны случаи тяжелых аварий при столкновениях, при которых одной из главных причин ошибок и упущений капитанов была именно усталость. Выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления. Утомленный человек может и не чувствовать усталости, и наоборот. Решающее слово здесь принадлежит силе мотивов, мышления, воли, ответственности, интересов, профессиональному мастерству и опыту, с помощью которых используются все резервные и компенсаторные возможности организма и психики. Поэтому снижение работоспособности не приводит к параллельному снижению дееспособности и показателей успешной работы людей. Анализ аварий при столкновениях показал, что около 20% столкновений произошло при смене вахт. Периодом смены вахт был принят 35-минутный интервал — от 45 мин последнего часа вахты до 20 мин первого часа следующей вахты.Установленная причина повышенной частоты столкновений — ослабление наблюдения при смене вахт. По нашим исследованиям, это является следствием колебания работоспособности вахтенного помощника в течение вахты. Рассмотрим динамику работоспособности и дееспособности вахтенного помощника на ходовой вахте в течение 4 ч (рис. 2). За основу взята известная классическая зависимость. Для первой фазы (t0—t1 ) характерно нарастание работоспособности и дееспособности, «накопление рабочего потенциала». Сложившаяся до начала вахты комбинация физиологических и психологических функций отличается от той, которая требуется для выполнения данной трудовой деятельности. Нормативными документами предусмотрено появление вахтенного помощника на мостике за 10 мин до смены вахт. Период нарастания работоспособности сводится к минимуму, а у опытных моряков к началу несения вахты он фактически исчезает и они начинают исполнение обязанностей с начала второй фазы — фазы относительно устойчивой работоспособности. Вторая фаза (t1—t2) характеризуется наилучшим протеканием всех психических и физиологических явлений. Скорость и точность действий достигают максимума, сложившиеся навыки реализуются во всей полноте, сосредоточение внимания не требует особых усилий, наблюдается эмоциональный подъем и достигается наиболее высокая продуктивность труда. Продолжительность периода от начала вахты лежит в пределах 2— 2,5 ч.
Третья фаза (t2—t3) — неустойчивой работоспособности. Уровень работоспособности на этой фазе начинает колебаться, так как это связано с неустойчивой компенсацией утомления и усталости. Возрастает вариативность действий по скорости и точности, нарушается их ритмичность, снижается уровень устойчивости внимания (увеличивается частота отвлечений), появляются отдельные нарушения требований по несению вахты. Продолжительность фазы колеблется от 1 до 1,5 ч и заканчивается за 30 — 40 мин до смены вахт. Четвертая фаза (t2—t4) — прогрессивное нарастание утомления и снижение работоспособности. Под влиянием утомления ухудшается восприятие, ослабляется память и снижается продуктивность мышления. Точность и быстрота реакции уменьшаются, проявляются элементы беспечности. Вместе с тем наблюдаются небольшой подъем настроения, оживление, связанные с завершением вахты.