Загрузка...

Продолжительность фаз работоспособности в течение суток весьма подвижна и зависит от многих факторов: района плавания, порта захода и т. д. Особенно сильно она зависит от полноценности предыдущего отдыха. Анализ причин навигационной аварийности крупнотоннажных танкеров НМП за десятилетний период показал, что большое влияние на динамику работоспособности и дееспособности судоводителя оказывает, с одной стороны, высокий уровень технического прогресса в области судостроения и навигационной техники, с другой — разнообразные условия плавания.Можно выделить три основных режима работы судоводителя: минимальный, оптимальный и экстремальный. Минимальный режим имеет место при управлении судном с нормально работающей автоматизированной спутниковой навигационной системой при плавании в открытом море или океане в хорошую видимость в районах неоживленного или практически отсутствующего» судоходства вдали от навигационных опасностей. В это время имеется недогруженность судоводителя полезной навигационной работой, отсутствует необходимость в осуществлении срочных управляющих воздействий, па содержанию работа на вахте носит монотонный характер. Все это может привести к потере бдительности, к переходу из состояния «операторского покоя» в гипнотическое состояние, которое сопровождается заторможенностью, замедленной реакцией на окружающую обстановку; это в свою очередь создает предпосылки для возникновения аварийных ситуаций. Таким образом, работа вахтенного помощника в минимальном режиме сопряжена с вероятностью частичного, а то и полного «отключения» и, следовательно, невыполнением возложенных на него функций. Поэтому для ликвидации возможности создания подобных ситуаций и повышения безопасности мореплавания при минимальном режиме работы необходимо производить дополнительную загрузку вахтенного помощника работой, направленной на получение полезной навигационной информации. Оптимальный режим имеет место при плавании в условиях открытого моря с небольшой интенсивностью движения судов и благоприятными гидрометеоусловиями. Судоводителю приходится следить за текущими координатами судна и окружающей обстановкой, осуществляя коррекцию курса. Обстановка является привычной. Стереотипное осуществление судоводителем рабочих действий происходит в установленном порядке. Главную роль в несении вахты играют приобретенные навыки. Обычно работа проходит без особого напряжения внимания. Осуществление трудовых действий в оптимальном режиме не предъявляет к самому судоводителю каких-либо дополнительных требований. Обычно он характеризуется высокой подвижностью и эффективностью: с работой может справиться любой специалист, обладающий необходимыми профессиональными знаниями, умением и навыками. Экстремальный режим резко повышает требования, предъявляемые к интеллектуальной и особенно к эмоционально-волевой сферам личности судоводителя. Плавание в сложных условиях с неожиданными ситуациями требует наличия у судоводителя высокоразвитого чувства самообладания, умения не поддаваться действию различных объективных и субъективных стрессфакторов, быстро анализировать текущее состояние навигационной ситуации, прогнозировать траекторию движения судна или маневра и правильно включать в действие весь навигационный комплекс средств, устройств и приборов для реализации избранной траектории движения. Длительные переходы с экстремальными условиями труда нарушают привычный режим труда и отдыха судоводителя, психические нагрузки достигают предела, за которым может последовать переутомление. На экстремальный режим труда, как показал анализ аварийности, приходится около 90% навигационных аварий. Поэтому исключительно важное значение имеет тренировка судоводителей в условиях экстремального режима до назначения на должность капитана, т. е. тренировочный режим должен предшествовать экстремальному режиму как обязательное условие повышения безопасности плавания. Обеспечение безаварийного плавания определяется прежде всего надежностью работы судоводителя. Под надежностью судоводителя следует понимать способность человека к сохранению оптимальных рабочих параметров в экстремальных условиях плавания. Поэтому укрепление психического и физического здоровья судоводителей с точки зрения обеспечения плавания так же необходимо, как и постоянное повышение их квалификации.К основным бытовым факторам, влияющим на психологические характеристики функционирования судовых экипажей, можно отнести: однообразие внешних раздражителей, постоянство круга общения, ограниченность передвижения, длительный отрыв от семьи. В результате достаточно длительного и непрерывного пребывания в рейсе у членов судового экипажа происходит перенасыщение психической деятельности одни ми ощущениями и восприятиями и недостаточность других. Психическое состояние, возникающее под действием однообразных раздражителей, получило название «сенсорной депривации»1. По наблюдению специалистов, признаками такого состояния являются: психическое напряжение и утомляемость, скука, тоска, тревожное состояние, снижение эмоционального тонуса, плохой сон. Монотонность, характерная для деятельности некоторых членов экипажа, особенно несущих вахту, может вызвать и другое нежелательное состояние — психический застой. Основным условием, предупреждающим подобные психические состояния, является научная организация труда и отдыха членов экипажа. Ограниченность передвижения (гиподинамия) — особый фактор морской жизни.

Основное средство предупреждения гиподинамии — постоянные и систематические нагрузки, условия для которых на крупнотоннажных судах достаточны: бассейн для плавания, спортивные помещения, возможность использования для занятий физкультурой грузовых помещений или ангара на ледоколах, а также палубных пространств и т. д. Другой особенностью судового экипажа является относительная стабильность и непрерывность пребывания личности в одном коллективе. Этот фактор ограниченности круга общения получил наименование «социальной депривации». Он может в длительных рейсах создать предпосылки для определенных негативных изменений во взаимоотношениях между членами экипажа, проявления элементов несдержанности, раздражительности, нетерпимости к мелким недостаткам других и т. д. В этих условиях, по мнению специалистов, особое значение приобретают контроль и самоконтроль за взаимоотношениями, борьба за сохранение их моральной чистоты, взаимной поддержки и уважения. Вместе с тем постоянство круга общения создает условия для постоянного воздействия на личность, условия для большей взаимной привязанности членов экипажа друг к другу. Длительный отрыв от семьи, родных, близких особенно тяжело переносится в начале морской карьеры у молодоженов, людей психически и физиологически неподготовленных.

Ослабляют отрицательное влияние разлуки с семьей и близкими надежная связь моряков с семьями, пресечение всяких источников, порождающих сомнения в верности, рациональная переодизация труда и отдыха членов экипажа в году. Вместе с тем работа и отдых любого члена экипажа неразрывно связаны со всем экипажем или определенной её частью. Поэтому любой производственный процесс или форма отдыха — не простая сумма параллельных и независимых поступков или действий, выполняемых индивидумами, изолированными друг от друга. Существенным моментом судовой жизни является взаимосвязь и взаимодействие всех членов судового экипажа. Поэтому необходимо знать не только индивидуальные особенности каждого члена экипажа и степень влияния на него особенностей морской жизни, но и закономерность формирования и функционирования судового экипажа под воздействием социально-политических, природных, производственных и бытовых факторов. Знать для того, чтобы в каждом конкретном случае и в любой обстановке находить наиболее эффективные средства и способы воздействия на него. С другой стороны, сама управленческая деятельность судовой администрации также является коллективной, поэтому соответствующие знания необходимы для того, чтобы понять, как формируются управленческие решения командным составом, от каких особенностей и условий взаимодействия людей они зависят, а значит определить наиболее рациональные формы и способы Их совместной деятельности.

В структуре деятельности судового экипажа по аналогии с другими коллективами можно выделить ряд следующих компонентов: различные социально-психологические явления, возникающие из непосредственных взаимоотношений членов судового экипажа; коллективные убеждения, взгляды, установки, предрассудки, отношения, суммирующиеся в общественном мнении коллектива; социальные чувства, коллективные настроения; коллективные обычаи, привычки, традиции. В процессе совместной судовой жизни формируется определенная система межличностных (психических по своей природе) отношений: симпатии, антипатии, безразличие, дружба и т. п. Совместная деятельность неизбежно включает такие психологические механизмы взаимодействия между людьми, как подражание, внушение, сопереживание, содействие и т. п. Формируется целая система взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

В условиях совместного труда и отдыха членов экипажа складывается то, что принято называть «психологическим климатом». Психологические факторы существенно влияют на такие характеристики экипажа, как уровень организованности, способы обмена информацией между его членами, уровень коллективной инициативы и творческого потенциала и в конечном счете — на продуктивность и качество перевозочного процесса. Игнорирование специфических социально-психологических особенностей экипажа, отдельных служб или групп обычно приводит к возникновению психологических барьеров и создает трудности в организации управления ими.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий

www.adanaescortayca.com - www.adanaescortnehir.com - www.adanaescortderin.com - www.adanaescortgonca.com - Alanya escort - Redwin -
Betboo
-

İmajbet

- Matbet giriş - Casinomavi - Grandbetting -

bahis oyna

- queenbetgiris.com