Документы регламентирующие перевозку зерновых грузов:
- Международный кодекс по безопасной перевозке зерна насыпом
- СОЛАС -74 Глава 6 Часть 7
- Правила перевозки зерна РМРС 1996 год
- РД 31.11.25 -89 (Правила безопасной перевозки зерновых на морских судах)
- Требования РМРС к остойчивости судов перевозящих зерновые грузы (?)
Обязательные документы на судне:
- Свидетельство о пригодности судна к перевозке зерна насыпью (форма 2.4-29 РМРС)
- Информации об остойчивости судна и догрузки зерном (разрабатывается ЦНИМФ)
До начала погрузки необходимо предоставить в портнадзор порта копии:
- Свидетельство о пригодности судна к перевозке зерна насыпью (форма 2.4-29 РМРС)
- Информации об остойчивости судна и догрузки зерном ( разрабатывается ЦНИМФ)
- Предварительного грузового плана
- Предварительного расчета остойчивости судна
При оформлении отхода предоставляются:
- Грузовой план с указанием высот заполненных люковых пространств
- Заполненную декларацию о креплении (Акт о креплении груза) или акт независимого сюрвейера
- Расчет остойчивости судна с зерном с указанием дополнительных критериев
- Копию сюрвейерского акта снятия осадок
Режимы вентиляции при перевозки зерновых регламентируются в РД 31.11.25 -89
Заполненный отсек – относится к любому отсеку в котором уровень зерна после погрузки и штивке достигает максимально возможной высоты
При расчете остойчивости и условного кренящего момента для такого типа отсека угол условного смещения груза до 150
Под частично заполненным отсеком понимают неполную загрузку отсека когда угол условного смещения зерна 250 и более
Требования международных правил к остойчивости неспециализированных судов перевозящих зерно навалом:
- Метацентрическая высота исправленная не менее 0,30 м. На всем переходе
- Угол крена судна от пересыпания зерна во всех грузовых помещениях не более 120
- Остаточная площадь ДСО между кривой плеч восстанавливающего момента и кренящего момента в пределах от угла крена от пересыпания зерна до 400 (или когда палуба входит в воду) не менее 0.075 м радиан (4,3 м градус) т.е:
где угол 400 – угол заливания
если по ДСО BC т.е. lст > 0,307 м. , условие по площади проходит.
S=1/2 (lct – lkp/BC) * (400 – ∂)/BD
h = Zm – Zg
Мкр = ∑ Mусл.кр./УПО(S.F.)
Mусл.кр – имеется в информации об остойчивости
lкр = Мкр/D
Угол крена от перемещения зерна:
∂ = 57,30 Мкр/ D h
Новые требования по обеспечению безопасности судна при перевозке зерна основаны на предположении, что в каждом, даже полностью заполненном грузовом помещении, имеются под палубные пустоты. Величина этих пустот нормируется, следовательно, может быть нормирована и величина предполагаемого кренящего момента, а вместе с тем и остойчивость судна.
Учитывая возможность смещения зерна в процессе перевозки, Правила Регистра предусматривают, что судно, перевозящее зерно и другие сыпучие грузы с удельным погрузочным объёмом более 1,0 м3/т, должно принимать меры к предотвращению смещения груза или снижению его опасного влияния. Правила регламентируют требования к статической и динамической остойчивости судов. В качестве мер, предотвращающих подвижку груза, предусматривается установка продольных переборок (шифтинг-бордсов), питателей или крепление поверхности груза одним из рекомендованных методов.
Правила перевозки зерна Регистра допускают его транспортировку без выполнения каких-либо мер, предотвращающих подвижку груза, если остойчивость судна будет удовлетворять комплексу следующих требований:
- после приложения условного кренящего момента из-за смещения зерна угол статического крена qg1 для всех судов не должен превышать 12О или для судов неограниченного плавания углы входа палубы в воду qg2 , если он меньше 12О ( см. рис.).
- остаточная площадь egr диаграммы статической остойчивости между кривыми восстанавливающих и кренящих плеч до угла крена, соответствующего максимальной разности между ординатами двух кривых qmax = 40О или угла заливания qf (в зависимости от того, какой из них меньше), при всех условиях загрузки должна быть не менее 0,075 м-рад;
- начальная метацентрическая высота после поправки на влияние свободных поверхностей жидких грузов должна быть не менее 0,30 м;
- остойчивость судна, перевозящего зерно, должна быть проведена во всём спецификационном диапазоне удельных объёмов груза.
Загрузка судна нормируется в зависимости от степени заполнения грузового помещения. Существует понятие “заполненный отсек” и “частично заполненный отсек. Термин “заполненный отсек” относится к любому отсеку, в котором уровень зерна после загрузки и штивки достигает максимально возможной высоты. Под “частично заполненным отсеком” понимается загрузка на не максимально возможную высоту.
При расчёте остойчивости судна и определении условного кренящего момента угол условного смещения зерна в заполненном отсеке принимается равным 15О и 25О в частично затопленном отсеке. Установление более жёстких требований для частично заполненного отсека должно служить побуждающим стимулом к полной загрузке отсека или к закреплению поверхности зерна одним из рекомендованных методов.
Если расчёты показывают, что принятый вариант загрузки судна зерном не обеспечивает достаточной остойчивости и не удовлетворяет требованиям Правил Регистра, тогда для уменьшения условного кренящего момента может быть выполнено одно из следующих рекомендованных мероприятий:
- установка продольных переборок по ДП судна в трюмах и на твиндеках или мешкование груза (мешкование высота не менее 1/16 ширины трюма или не менее 1,22 метра);
- крепление поверхности зерна методом “блюдца”.
- крепление поверхности зерна методом “бандлинг”;
- крепление поверхности зерна методом “строппинг”
- крепление поверхности зерна стальной сеткой