Процесс управления судном имеет циклический непрерывный характер и протекает во времени и пространстве. Первый цикл — управление непосредственно движением судна, погрузочно-разгрузочными работами и т. д., когда капитан и начальники служб организуют выполнение отдельной технологической операции. Здесь операции управления практически сливаются с исполнительской деятельностью командиров.
Управление протекает в «реальном масштабе времени» управляемых процессов. В этом цикле важнейшими являются управляемые параметры технологического режима (скорость и интенсивность погрузочно-разгрузочных работ, местоположение судна, скорость движения и т. д.) — они должны быть настроены и согласованы таким образом, чтобы обеспечить оптимизацию технологического процесса. Второй цикл — оперативное управление судовыми производственными процессами. Главным его объектом остается технологический процесс, но взятый в целом, в масштабе всего судна. В рамках этого цикла основное внимание уделяется планированию и согласованию режима работы отдельных судовых служб и управлению текущими резервами. Третий цикл — текущее управление судовыми производственными процессами. В качестве его основного объекта выступают технико-экономические, коммерческие и навигационные характеристики и, параметры судового производственного процесса, которые определяются годовым планом работы судна, рейсовым заданием и т д. Четвертый цикл — перспективное управление судовыми производственными процессами. Здесь в центре внимания капитана и руководителей служб находятся узловые проблемы развития производства (капитальный ремонт, социальное развитие судового экипажа и т. д.). Задачи управления судном можно представить в виде двух больших групп: общие задачи управления и специфические задачи управления. Общие задачи управления судном направлены на создание рациональных форм управления судовыми производственными процессами и методом оценки результатов деятельности судовых служб. Функции управления, порождаемые общими задачами, типичны для любого управленческого процесса. Это — планирование, организация и регулирование производственных процессов. Анализ данных опроса старшего командного плавсостава крупнотоннажных судов НМП, произведенный по специальной методике с использованием экспертных оценок, показал, что специфические задачи управления судном включают в себя: технологические и технические задачи управления, задачи организации труда и снабжения судна, а также экономические задачи управления судовыми производственными процессами (табл. 1). Как видно из таблицы, капитаны наиболее часто осуществляют регулирующую управленческую функцию.