Поможем с курсовой, контрольной, дипломной
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь
Загрузка...
3.5/5 - (2 голоса)

В структуре взаимоотношений членов судового экипажа можно выделить несколько сфер: вахтенную службу, трудовую, общественно-политическую и бытовую, а, также неотъемлемый аспект — систему межличностных взаимоотношений. Служебные, трудовые, общественно-политические отношения — жизненно необходимая основа взаимосвязи, взаимодействия членов судового экипажа во время несения вахты, в повседневной трудовой жизни, предполагающие неукоснительное исполнение служебных, трудовых и общественно-политических обязанностей и ролей. Эти взаимоотношения официально закреплены в Уставе службы, коллективном договоре, задаются в партийных документах, приказах, правилах и наставлениях. На их установление и регулирование направлены основные усилия лиц командного состава судна и руководителей партийной и общественных организаций. Однако нельзя отрывать трудовые и другие объективные отношения от личностных, также неправомерно личностные отождествлять с трудовыми, служебными. Система трудовых взаимоотношений наиболее зрима, легче управляема. Система межличностных отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности складывается порой стихийно. Она менее зрима, организационно не оформлена и в жизни ей пока не уделяется должное внимание. Между тем система межличностных взаимоотношений весьма значима и нуждается в более пристальном внимании и систематическом управлении со стороны капитана, первого помощника капитана и начальников судовых служб. Одним из компонентов идейно-психологической атмосферы судового коллектива является общественное мнение. Оно может быть выражено в форме оценки, похвалы, одобрения, порицания, осуждения. Его социальная функция — контролировать, направлять и корректировать поступки и поведение людей в соответствии с требованиями коллектива, общества. Важнейшей составной частью психологического состояния экипажа являются коллективные настроения. К ним относятся совместные переживания конкретных событий, фактов, сходных эмоциональных состояний, овладевшие на какое-то время экипажем или его частью. Практическое значение коллективных настроений велико: один из них (энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема) способствуют успеху экипажа, другие же (состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольство), напротив, снижают возможности судового коллектива. Весьма значимыми элементами психологического состояния судового коллектива являются морские и общечеловеческие обычаи и традиции. Наряду с общими внутри каждого морского коллектива бытует немало специфических традиций, имеющих большое значение в его сплоченности. Знание их позволяет руководителям квалифицированно осуществлять руководство людьми. Руководство морским коллективом — дело сложное, оно требует от руководителя знания своей роли, а также известной политической, профессиональной, моральной и этической подготовленности и определенных личных качеств. Исследования, проведенные нами с использованием методики Я. В. Радченко, среди старшего судоводительского командного состава Дальневосточного и Новороссийского морских пароходств показали, что наиболее важными качествами для современного морского командира должны быть следующие. Приведем их в порядке убывания важности. Интеллектуальные качества: эрудиция, широта интересов, высокая продуктивность и эффективность умственной работы; восприимчивость, способность постоянно пополнять свои знания, учиться на опыте. Деловые качества: способность определять цели и ставить задачи, организаторские способности; умение создать деловую обстановку; умение привлекать людей, оценить качества, способности своих подчиненных и правильно использовать их; исполнительность, аккуратность, пунктуальность; умение пользоваться властью. Импульсно-волевые качества: уравновешенность, выдержка, способность сохранять самообладание в экстремальных ситуациях; требовательность к подчиненным и себе; чувство ответственности; работоспособность, способность вести продуктивную деятельность продолжительное время; уверенность в своих силах, убежденность. Морально-этические качества: доброта, сердечность, отзывчивость, чуткость; аккуратность, опрятность в быту, ношении форменной одежды; скромность, нравственная чистота; порядочность, верность слову, единство слова и дела; честность, принципиальность. Качества, характеризующие отношения к жизни, к людям, мотивы поведения: чувство товарищества; альтруизм, забота о подчиненных; самокритичность; чувство профессиональной гордости; оптимизм, чувство юмора. Важную роль в совершенствовании управления судовым экипажем могут сыграть соответствующие рекомендации секции организации Научного совета по кибернетике АН СССР. Во-первых, управлять судовым экипажем — значит предвидеть всевозможные последствия принимаемых решений, для этого капитан должен уметь принимать обоснованные и эффективные решения в любой обстановке на море, анализировать свой опыт и опыт своих предшественников в управлении экипажем и делать из этого правильные выводы.

Капитан должен: проявлять инициативу, а подчас и дерзость, предприняв что-либо важное, реализовать это без промедления, не боясь ответственности и не испытывая страха перед ней. Ставя задачу подчиненному, командир должен в первую очередь сформулировать ее кратко, ясно, точно, недвусмысленно. Во-вторых, успешно руководить судовым экипажем может капитан, имеющий авторитет в коллективе, завоеванный делами, а не властью, показом на собственном примере, как надо работать, личным примером высокой культуры, дисциплины, обязательности, знанием, опытом, умением, а не одной лишь требовательностью и строгостью. Хороший капитан не боится критики подчиненных, он всегда выслушает их мнения или советы. Каждый командир должен постоянно учиться, передавать опыт и знания своим подчиненным, заботиться о том, чтобы они тоже учились. В-третьих, предметом главной заботы капитана и начальников служб должны быть члены экипажа: их нужды, настроения, взаимоотношения в коллективе и в семье, условия работы и отдыха, квалификация и удовлетворенность работой. Для этого капитан должен периодически контролировать состояние каждого члена экипажа, определять, соответствуют ли способности, знание, умение и моральные качества подчиненного занимаемой должности и используются ли они в полной мере, прогнозировать поведение подчиненного, выявлять его потенциальные возможности. Капитан должен сделать для себя правилом беседу с членом экипажа после его возвращения из отпуска. Морскому командиру необходимо всегда помнить, что ругань, унижение достоинства подчиненных, кроме зла, ничего не принесут, а приветливость, моральная поддержка, разъяснение, практическая помощь всегда дают эффективные результаты. Подчиненные должны идти к капитану за разъяснениями и советами. Ведь известно, что любимый капитан — важное условие высокоэффективного труда судового экипажа. Наконец, одной из главных форм воздействия командира на каждого члена экипажа в отдельности и на коллектив в целом является оценка проделанной работы, поступков и поведения. Всякая хорошо проделанная работа должна быть отмечена, а полезная инициатива поощрена. Отмечая хорошую работу подчиненного, капитан создает залог для его дальнейших успехов. Поощряя одного или нескольких членов экипажа, необходимо четко объяснить остальным, за что это сделано. Известно, что предупреждение всегда полезнее наказания, поэтому нельзя использовать власть до тех пор, пока другие средства не испробованы, например, выговоры в форме приказа дают меньше пользы, чем обсуждение провинившегося в коллективе. Не рекомендуется делать замечания в присутствии третьего лица, выговор следует делать наедине, так как «распекание» в присутствии других вызывает неприязнь к командиру. Но если никакие средства не помогают, командиру следует применять власть без колебаний.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий