Теоретические кривые циркуляции и угла дрейфа

Циркуляция судна

Диаметр циркуляции D на полном ходу и руле, перело­женном на борт, прямо пропор­ционален плечу управления и обратно пропорционален плечу поперечного  сопротивления (выражен в длинах судна) Длина циркуляции С == πD, угол дрейфа δ ~ угол между диаметральной плоскостью суд­на и касательной к кривой цир­куляции в ЦВ (рис. 123). Если примем δ = L/C· 180°, мы найдем в таблице элементы циркуляции L/B ЦВ D C δ,…

Плечо управления и плечо поперечного сопротивления судна

Плечо управления и плечо поперечного сопротивления ос­таются постоянными, когда суд­но поворачивается с постоянной скоростью. Под плечом управ­ления подразумевается расстоя­ние от руля до ЦВ; его можно считать рычагом второго рода. Момент управления — это про­изведение поперечной силы от действия руля на плечо управ­ления. Расстояние от точки ЦВ до R является плечом поперечного сопротивления (см. рис. 121); его можно считать рычагом пер­вого рода. Момент поперечного сопротивления равен…

поперечное сопротивление

Поперечное сопротивление судна

Судно на ходу с определен­ным дифферентом и осадкой под воздействием руля будет встречать поперечное сопротив­ление. Центр поперечного со­противления служит рулю и в качестве некой мягкой опоры для разворота. Судно вращается вокруг ЦВ, который находится вблизи центра поперечного со­противления. Поскольку при развороте возникает угол дрей­фа, на борт судна также начи­нает действовать поперечное со­противление. В то время как сила от действия руля зависит от угла перекладки руля…

Воздействие буксиров на заднем ходу

Судно движется назад отно­сительно воды; поперечные си­лы среднего буксира и заднего буксира приложены на равных расстояниях от ЦВ (рис. 120). Передний буксир не может со­здавать натяжение буксирного троса, если только средний бук­сир не закреплен вблизи ЦВ. Боковой эффект: суммарное бо­ковое усилие IX те.

Воздействие буксиров на переднем ходу

Судно движется вперед отно­сительно воды, поперечные си­лы носового буксира и среднего буксира равны и приложены на равных расстояниях от ЦВ. Кормовой буксир должен быть полностью остановлен, в противном случае он нарушит ба­ланс (рис. 119). Боковой эф­фект: суммарное поперечное усилие IX те. Если средний буксир был бы закреплен ближе к.ЦВ, кормовой буксир мог бы увеличить общую поперечную силу.  

Короткие плечи при продольном движении

Судно движется вперед отно­сительно воды, точка приложе­ния усилия носового буксира и ЦВ совпадают (рис. 118). Для удержания судна параллельно причалу кормовой буксир дол­жен полностью остановиться и держать слабым буксирный ко­нец. Боковой эффект: суммар­ное поперечное усилие Х те. При движении вперед носовой буксир создает наибольшее уси­лие, если он будет находиться в носу судна; при движении назад кормовой буксир создает наи­большее усилие, если будет на­ходиться у самой…

Короткие плечи

Две поперечные силы по Х те приложены на равных расстоя­ниях от миделя, судно не имеет хода Относительно воды (рис. 117). ЦТ и центр поперечного сопротивления совпадают. Боко­вой эффект: суммарное попе­речное усилие 2Х тс.

Длинные плечи при продольном движении

Судно движется вперед относительно воды, при течении с носа оно может быть неподвижно относительно причала (рис.116). Чтобы сохранить парал­лельность судна причалу, кормовой буксир создает меньшее усилие,   чем  носовой,  для удобства, допустим 1/2Х тс. Суммарное поперечное усилие 1,5 тс.

Длинные плечи

Длинные плечи

Две поперечные силы по Х т приложены на равных расстоя­ниях от миделя, судно не имеет продольного движения  (рис. 115). ЦТ и центр поперечного сопротивления совпадают. Сум­марное боковое усилие 2X тс.

Действие поперечной силы при продольном движении

Эффект продольного движения

Когда судно имеет продоль­ное движение относительно во­ды, точка приложения попереч­ной силы на миделе больше не совпадает с центром поперечно­го сопротивления- При движе­нии судна вперед центр попе­речного сопротивления находит­ся где-то впереди и будет слу­жить в качестве мягкой опоры для вращательного движения. Центром вращательного дви­жения будет ЦВ, который нахо­дится вблизи центра поперечно­го сопротивления и на расстоя­нии У от точки приложения по­перечной силы в Х те, момент вращательного…