Плечо управления и плечо поперечного сопротивления остаются постоянными, когда судно поворачивается с постоянной скоростью. Под плечом управления подразумевается расстояние от руля до ЦВ; его можно считать рычагом второго рода. Момент управления — это произведение поперечной силы от действия руля на плечо управления.
Расстояние от точки ЦВ до R является плечом поперечного сопротивления (см. рис. 121);
его можно считать рычагом первого рода. Момент поперечного сопротивления равен произведению силы FR и плеча поперечного сопротивления;
Плечо управления и плечо поперечного сопротивления взаимосвязаны; совместно они являются двойным плечом поворота.
Если судно не имело хода относительно воды и машине дать полный вперед, переложив руль на борт, то в течение некоторого j времени судно не будет иметь продольной скорости и ЦВ будет находиться от носа на расстоянии, равном одной ширине судна В. В течение этого короткого времени плечо управления будет равно длине судна минус ширина (L -~ В). Когда судно получит ход, то начальное плечо управления уменьшится на 1/4 и будет равно 3/4 (L — В). Плечо поперечного сопротивления 1/2 (L — плечо управления); плечо управления равно 3/4 (L — В)’, плечо поперечного сопротивления равно 1/8 (L + 3В).