Система управления безопасностью Компании требует наличия эффективных “обратных связей”. Важнейшим элементом такой “обратной связи” является внутренний аудит СУБ, осуществляемый силами самой Компании. Внутренние аудиторские проверки имеют важнейшее значение для: • обеспечения “обратной связи” и надежной оценки реального состояния СУБ; • оценки соответствия СУБ поставленным требованиям и выработки мер по ее совершенствованию; • поддержания введенных процедур СУБ – в качестве определенного “дисциплинирующего воздействия” на персонал. Внутренний аудит состоит…
Внешний аудит СУБ
В соответствии с требованиями Конвенции СОЛАС-74 (Глава IX/6) и МКУБ (п. 13.5), признанная Администрацией организация (Регистр судоходства) должна периодически проверять работу СУБ Компании и судна. “Аудит” – это одна из разновидностей инспектирования. Если термин “Survey” применяется главным образом к инспекторским проверкам ТЕХНИЧЕСКОГО характера, то термин “AUDIT” относится к проверкам ОРГАНИЗАЦИОННЫХ процедур. Аудит СУБ – это способ проверки того, что действующая в Ком- пании “Система управления безопасностью” отвечает поставленным целям и…
Функциональные судовые документы
• Основное руководство по эксплуатации судов (Main Shipboard Operation Manual), определяющее основные положения по безопасности и предотвращению загрязнения, правила и инструкции по их выполнению. • Судовой план действия в аварийных ситуациях (Shipboard Emergency Plan), определяющий порядок действий судового комитета безопасности и судового персонала в аварийных ситуациях. • Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью (Shipboard Oil Pollution Emergency Plan), определяющий порядок действий судового персонала в аварийных ситуациях, связанных с возможностью…
Система управления безопасностью компании и судна
Концепция СУБ состоит из: СУБ Компании определяется ее политикой. Политика Компании – это документ, определяющий цели и задачи Компании, а также методы и средства достижения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды: • БЕЗОПАСНОСТЬ • КАЧЕСТВО • ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ Политику Компании должны знать и разделять все должностные лица Компании, причастные к управлению безопасностью, капитаны и экипажи судов. Общая политика Компании в основном состоит из: •…
Испоьзование АИС для расхождения
Автоматическая идентификационная система (АИС) обеспечивает автоматический обмен навигационной и иной информацией, связанной с безопасностью мореплавания, между судовыми и другими станциями АИС по специальному каналу радиосвязи. Для передачи и приема информации в АИС используется транспондер УКВ диапазона, обеспечивающий дальность действия 25—30 миль в зависимости от высоты антенн. Одной из причин появления АИС явились имеющиеся ограничения РЛС и САРП для решения задачи предупреждения столкновений судов. Достоинства АИС,…
Использование САРП при расхождении
Средства автоматической радиолокационной прокладки (САРП) — это радиолокационные информационно-вычислительные комплексы, обеспечивающие автоматизацию обработки радиолокационной информации и информации от гирокомпаса и лага. При работе с САРП судоводитель освобождается от операции ручного съема радиолокационных пеленгов и дистанций целей и их графической прокладки на радиолокационном планшете. Указанные операции выполняются в автоматическом режиме на экране индикатора. Это позволяет судоводителю уделять основное внимание вопросам наблюдения, оценки ситуации сближения, выбора и…
Использование радиолокатора для расхождения
Обработка радиолокационной информации включает определенную последовательность действий: • наблюдение и обнаружение целей; • глазомерную оценку опасности радиолокационной ситуации сближения и отбор целей для радиолокационной прокладки; • радиолокационную прокладку — определение элементов движения цели и параметров ситуации сближения; • расчет маневра расхождения; • контроль за изменением радиолокационной ситуацией во время маневра до полного расхождения судов. Наблюдение и обнаружение целей. Использование РЛС наиболее эффективно, если радиолокационное наблюдение ведется постоянно. В…
Маневрирование судна в аварийных ситуациях
Маневрирование поврежденным судном Если судно получило какие-либо повреждения в открытом море, важным условием предупреждения его гибели является умелое маневрирование. В результате повреждений судно может получить большой крен, надводные пробоины вблизи ватерлинии, и вследствие этого, как правило, остойчивость его понижается. Поэтому необходимо избегать, особенно на большом ходу, резких перекладок руля, вызывающих дополнительные кренящие моменты. При повреждениях носовой части, вызвавших водотечность корпуса, движение судна вперед будет увеличивать…
Организация пожарной безопасности судна
Под борьбой с пожарами подразумевают комплекс технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условий для безопасной эвакуации людей. Борьба экипажа с пожарами на судне возглавляется капитаном судна с главного командного пункта (ГКП) и должна быть направлена на: обнаружение и выявление места, размеров, характера пожара; установление наличия и возможности эвакуации людей из помещений, охваченных пожаром; эвакуации людей; ограничение распространения…
Организация обеспечения непотоплямости судна
Совокупность действий экипажа, направленных на поддержание и восстановление плавучести и остойчивости судна, понимается как борьба за его непотопляемость. Плавучесть – способность судна поддерживать вертикальное равновесие в заданном положении относительно поверхности воды. Остойчивость – способность судна, выведенного из положения равновесия воздействием внешних сил, снова к нему возвращаться по прекращении этого воздействия. Остойчивость и плавучесть морских судов нормируется Правилами классификации и постройки морских судов Морского Регистра Судоходства…