0.0 00 При расхождении на небольших траверзных расстояниях двух судов возникает опасная навигационная ситуация. В этом случае возникают дополнительные внешние силы, обусловленные гидродинамическим воздействием корпусов. В результате суда могут потерять управляемость и произойти их столкновение. В зависимости от сочетания различных факторов и взаимного положения судов возникающие на корпусах судов поперечные силы и моменты могут менять свой знак и может происходить не только «притяжение», но и…
Управляемость и инерционные характеристики судна на мулководье и в узкости
0.0 00 Влияние мелководья на управляемость судна проявляется в следующем: • резко ухудшается устойчивость судна на курсе, повышается рыскливость; • ухудшается поворотливость судна, значительно уменьшаются углы дрейфа и соответственно увеличивается радиус циркуляции. Происходит это по следующим причинам. Как уже говорилось, движущееся судно имеет перепад давлений вдоль корпуса. В результате этого уровень воды в средней части пониженный, а в районе форштевня и ахтерштевня – повышенный. Перепад…
Просадка судна при плавании на мелководье ( скоросное проселание)
0.0 00 Образование одиночной поперечной волны понижает уровень поверхности воды у бортов судна, что вызывает опускание корпуса относительно уровня спокойной воды и увеличение дифферента. Это явление называется просадкой. Для большинства судов, имеющих обычную конфигурацию корпуса (без носового бульба), характерно проседание с дифферентом на корму. Скоростное проседание с дифферентом на нос характерно для крупнотоннажных судов. Результаты натурных испытаний показывают, что у судов с коэффициентом общей полноты…
Сущности явлений, возникающих при движении судна в узкости и на мелководье
0.0 00 Сопротивление воды движению судна складывается из трех составляющих: • сопротивления трения; • формы; • волнового сопротивления. Сопротивление трения зависит от площади смоченной поверхности корпуса и его шероховатости. Сопротивление формы зависит от обводов корпуса. Волновое сопротивление связано по своей природе с образованием судовых волн, возникающих при взаимодействии корпуса с окружающей его водой. Судовые волны состоят из двух систем волн: у форштевня развивается носовая, у…
Особенности управления судном в узкостях и на мелководье
0.0 00 При прохождении узкостей, плавании в условиях ограниченной видимости и в других особых условиях общими требованиями являются: • личное присутствие капитана на мостике и руководство им всеми действиями вахтенной службы (капитан может оставить за себя старшего помощника только в случае необходимости); • четкая расстановка вахты и членов экипажа, вызванных для ее усиления, распределение конкретных обязанностей между судоводителями с целью своевременного обнаружения и исправления допущенных…
Краткая характеристика узкостей и мелководья
5.0 01 Плавание в узкостях и на мелководье является одним из наиболее сложных условий, в которых оказывается судно в процессе эксплуатации. И сложность ситуации заключается не только в том, что малый запас воды под килем в данных условиях представляет собой реальную навигационную опасность, но и в том, что поведение судна на мелководье существенно отличается от поведения на глубокой воде. К основным отличительным особенностям поведения судна…
Подготовка судна и несамоходного объекта к буксировке
0.0 00 Ответственным за буксировочную операцию обычно назначается компетентный начальник буксировки или капитан буксирующего судна. До начала буксировки должна быть установлена система и организация командной связи, четко расписаны обязанности и ответственность всех участников буксировочной операции. Подготовка судов к предстоящей буксировке должна включать все вопросы, связанные с организацией и обеспечением безопасности буксирной операции: • укомплектовать оба судна опытными экипажами (очень важно); • снабдить основным и запасным буксирным снаряжением; •…
Виды морских буксировок
0.0 00 Различают следующие вида буксировки: • аварийная (вынужденная) буксировка поврежденных судов, потерявших ход; • плановая буксировка несамоходных судов и объектов; • вспомогательная (внутрипортовая) буксировка в гавани и на рейдах. Существуют следующие способы буксировки: • буксировка в кильватер за кормой на длинном буксирном тросе (основной способ буксировки – применяется при морских и дальних океанских плаваниях) Lб > 200 м; • буксировка в кильватер за кормой на…
Правила технической эксплуатации буксирного устройства
0.0 00 1. Буксирное устройство обеспечивает надежную и удобную буксировку других судов или плавучих сооружений и безопасную работу самих буксирных судов. Буксирное устройство должно содержаться в полной исправности и готовности к немедленному использованию. При выполнении буксировочных операций следует строго выполнять все указания Информации об остойчивости буксирного судна для капитана и требования Правил техники безопасности на судах морского флота. За техническое использование и техническое обслуживание буксирного устройства отвечают лица…
Состав буксирного устройства
0.0 00 Буксирным устройством называется комплекс изделий и механизмов, обеспечивающий судну возможность буксировать другие суда (либо иные плавсредства) или идти на буксире самому. В состав буксирного устройства транспортных судов входят: • буксирные тросы; • буксирные кнехты; • буксирные клюзы; • вьюшки и банкеты для хранения буксирных тросов. Помимо вышеперечисленного используются элементы якорного и швартовного устройств (шпили, якорные цепи, кнехты и т.п.). Наиболее простым и в то же время…