После смерти Петра I развитие Российского флота замедляется. В период правления Екатерины I и Петра II (1725-1729 гг.) происходит изменение состава флота: основной курс был принят на увеличение гребного флота на Балтике. Этому способствовало не только ухудшение экономического положения в стране, но и положительные результаты успешных Гангутского и Гренгамского (1714 и 1720 гг.) морских сражений, где главную роль сыграл галерный флот. Изменения в судостроительной политике России характеризуют такие цифры: при Петре I ежегодно строилось четыре-пять линейных кораблей и фрегатов, при Екатерине I и Петре II ? не более двух. В то же время пополнение флота судами галерного типа составило 35 против 16 при Петре I. Тем не менее строительство больших кораблей продолжалось (рис. 10.11, 10.12). Был построен первый линейный корабль 100-пушечного ранга “Петр I и Петр II”. В целом линейный флот России при Екатерине I сохранялся в состоянии, близком к таковому в благополучный период конца царствования Петра I. Галерное строительство осуществлялось на Галерной верфи в Калинкиной деревне (в память об этом в Петербурге сохранено название “Калинкин мост”) и Васильевском острове в Петербурге. Строились суда и на других верфях: на Лодейном поле ? флейты, каты, шмаки, пакетботы, палубные боты, корабельные шлюпки для Балтики; на Казанской, Нижегородской и Астраханской ? для Каспийского моря; на Астраханской верфи ? промысловые суда для добычи моржей и китов. После смерти Екатерины I (1727 г.) престол занял внук Петра Великого Петр II, но его правление было недолгим, он скончался в 15-летнем возрасте. К власти пришла курляндская принцесса Анна Иоанновна (1730 г.), которая распорядилась оставить в силе указы и табели Петра I и указ Адмиралтейств-коллегии о строжайшем содержании корабельного и галерного флота по уставу и регламентам. По повелению Анны Иоанновны в 1731 году закладывается 66-пушечный линейный корабль и возобновляется строительство крупных кораблей, прерванное во время правления Петра II. Продолжается практика отправки на учение за границу русских специалистов. В частности, Г. Окунев и И. Рамбург, вернувшиеся из Франции и успешно выдержавшие экзамен Адмиралтейств-коллегии, в 1731 году на Адмиралтейской верфи Петербурга заложили фрегат “Митау”, который строился по “французской” школе. Для создававшейся Днепровской флотилии, предназначенной для борьбы с Турцией, развернули строительство судов в Брянске. Руководил постройкой лейтенант А. Кашкин. Были достроены два больших и три малых прама, три остродонные и четыре плоскодонные галеры, заложенные еще при Екатерине I. Вместо лодок решили строить запорожские дубы. Новые суда получили название дубель-шлюпок (иногда именуемые по-русски “двойные шлюпки”). Они имели па-
лубу, были длиной 20?25 м, шириной до 6 м, осадкой до 2 м (рис. 10.13). На них устанавливали одну мачту с парусом, до 20 пар весел, 8…15 пушек (две-три крупного калибра ? гаубицы, единороги). Суда предназначались для действий у берегов, в лиманах, реках. Чертеж и модель дубель-шлюпки выполнил обер-интендант Р. Броун. Созданная в 1732 году комиссия для возрождения флота подготовила новый штат, утвержденный императрицей: 27 кораблей, шесть фрегатов, два прама, три бомбардирских корабля и восемь пакетботов. Во время правления Анны Иоанновны для Балтийского флота было построено около 100 кораблей и судов, в том числе 20 линейных, десять фрегатов, девять прамов, два бомбических корабля; для галерного флота ? около 50 судов, в том числе 12 больших и пять конных га-
лер. Обострение противоречий с Турцией в низовьях Днепра и Дона, стремление положить конец продолжающимся набегам татар, обеспечить свободное судоходство в Азовском и Черном морях привели к новой русско-турецкой войне 1735?1739 годов. Это обусловило возобновление судостроения на Дону и Днепре. Например, в 1737 году в действующую Днепровскую армию ушли три 8-пушечных прама, четыре плоскодонные галеры, 202 дубель-шлюпки, 20 кончебасов (небольшие грузовые мелкосидящие парусные суда), 30 плашкоутов,18 больших и 40 малых барок. Было выбрано новое место постройки кораблей для Днепровской флотилии ? на острове Хортица. Эту верфь назвали Запорожской. К марту 1738 года на Запорожской и Брянской верфях построили вторую партию из 200 дубель-шлюпок (всего 400), 20 кончебасов, 59 дельялов, 12 ординарных шлюпок, девять плашкоутов, 20 больших и 40 малых барок. К кампании 1738 года в Очакове, Кинбурне и других местах на Днепре были сосредоточены 254 дубель-шлюпки, 40 запорожских чаек и 50 шлюпок (250 потерпевших аварию во время перехода байдаков и барок разобрали и использовали как стройматериал). В этой войне с Турцией Россия добилась некоторого успеха: взят в 1736 году Бахчисарай, в 1737 году ? опять Очаков. Но в целом война закончилась неудачно. Запорожская верфь стала строить мелкие суда для замены выбывших из состава Днепровской флотилии, что продолжалось до лета 1741 года, когда эта флотилия окончательно прекратила свое существование. В ноябре 1741 года на престол взошла дочь Петра I Елизавета Петровна. За время правления этой императрицы судостроение получило новое развитие, что создало предпосылки для активизации выхода России к Черному и Азовскому морям, основательного закрепления на балтийских берегах. В этот период было введено в строй 39 линейных кораблей, в том числе два 100-пушечных, восемь фрегатов, три прама, пять бомбардирских кораблей, 250 вспомогательных судов, более 140 галер и чаек и т. п. Дальнейшее строительство российского флота связано с правлением Екатерины II. В 1764 году был принят новый штат Балтийского флота, состав которого в это время был значительным, хотя многие корабли нуждались в замене. Численность флота была такова: один 100-пушечный корабль (“Святой Дмитрий Ростовский”), семь 80-пушечных кораблей (“Святой Иоанн Златоуст первый”, “Святой Николай”, “Святой Павел”, “Святой Климент папа римский”, “Святой Андрей Первозванный”, “Святая Екатерина”, “Кир Иоан”), тринадцать
66-пушечных кораблей (“Ингерманланд”, “Полтава”, “Наталия”, “Ревель”, “Рафаил”, “Москва”, “Святой Петр”, “Святой Иаков”, “Святой Александр Невский”, “Северный орел”, “Не тронь меня”, “Святой Януарий”, “Святой Ефстафий-Плакида”), три 54-пушечных корабля (“Шлиссельбург”, “Нептунус”, “Город Архангельск”), семь 32-пушечных фрегатов (“Россия”, “Святой Михаил”, “Святой Сергий”, “Святой Феодор”, “Гремящий”, “Надежда”, “Надежда благополучия”), четыре пакетбота и др.
- Создание Балтийского флота
- Выход России к Черному морю. Основание Херсона, Севастополя и Николаева