Коносамент один из главных инструментов в сделках, связанных с использованием морских судов. С юридической стороны коносамент представляет собой: 1) расписку перевозчика в приеме груза указанного рода, в указанном количестве и состоянии, 2) доказательство договора перевозки груза, 3) товарораспорядительный документ, позволяющий его владельцу распоряжаться грузом (посредством индоссамента и передачей коносамента).
Законом установлены основные руководящие начала для перевозчика и отправителя о времени выдачи коносамента и тех условий, при которых допустима его выдача. Содержание понятия «выдача» коносамента раскрывается в ч. 1 ст. 123 КТМ указанием на две главных обязанности перевозчика: выдать коносамент после приема груза и выдать его правомочному лицу — отправителю. Выполнить свойственные ему функции может лишь коносамент, обеспеченный грузом. По советскому праву выдача коносамента допустима после того, как весь груз будет «вверен перевозчику» (ст. 118 КТМ), «после приема груза перевозчиком» (ст. 123 КТМ). В иностранном праве также указывается, что для выдачи коносамента требуется прежде всего фактическое вручение груза перевозчику, передача ему физического владения грузом и контроля над ним. До получения груза выдача коносамента рассматривается как необычное и неправомерное действие перевозчика. Следует критически относиться к утверждению о том, что грузоотправитель правомочен получить коносамент даже в том случае, если груз оказался уничтоженным до того, как был выдан коносамент. В силу закона и существа обязательства перевозчик не может воспользоваться правилом о досрочном исполнении своей обязанности и выдать коносамент до фактического приема груза. Факт приема груза нельзя заменить соглашением сторон о таком приеме. Выдача коносамента после частичного приема груза может привести к расхождению между сведениями о грузе и коносаменте и фактическими данными, установленными к моменту приема последней части коносаментной партии груза или при его выдаче в порту назначения. Полагаться на одно лишь обещание отправителя позднее доставить груз или оставшуюся часть груза рискованно. Отправитель независимо от своего желания может оказаться не в состоянии выполнить обещание (банкротство) или намеренно не будет его выполнять по экономическим соображениям. Пример. До шторма судно успело принять часть из обусловленного договором количества груза. На эту часть был выдан «промежуточный» коносамент. На время шторма судно покинули причал и находилось на рейде. После шторма судно вернулось к причалу для погрузки оставшейся части груза. Выяснилось, что отправитель груза успел распорядиться полученным коносаментом. По советскому праву отправитель груза должен составить за своей подписью и вручить перевозчику документ (ч. 2 п. 123 КТМ). Во взаимоотношениях между советскими организациями этот документ известен как погрузочный ордер, в котором обычно содержатся данные о назначении груза, его характеристика, сведения о роде упаковки, названии отправителя и получателя, просьба выдать коносамент с указанием его вида, количества оригиналов и копий коносамента, условия фрахта, перечень прилагаемых документов о выполнении административных правил страны порта назначения и отправления груза. Ожидаемый результат, к достижению которого стремится отправитель, ясен: ему нужен коносамент, одной из функций которого является доказательство заключенного договора перевозки груза. Таким образом, вручая перевозчику свой документ, отправитель груза выражает свое намерение — заключить договор и получить от перевозчика письменное доказательство его заключения в форме коносамента. Анализ содержания документа отправителя позволяет установить три важных в правовом отношении обстоятельства: желание отправителя заключить договор перевозки груза, подачу отправителем предложения конкретному перевозчику, сообщение ему условий перевозки, которые отправитель хотел бы видеть в договоре. В гражданском праве указанные обстоятельства признаются главными и определяющими элементами предложения о заключении договора — оферты. Это дает основание признать врученный перевозчику документ как оферту отправителя. Изложенные в оферте условия являются наиболее важными с точки зрения закона (ч. 2, ст. 123 КТМ) и отправителя. Оферта такого содержания несомненно будет означать, что отправитель выразил желание заключить договор на императивных условиях закона и одновременно на общих условиях, изложенных в типографском бланке коносамента, который перевозчик использует в своей повседневной работе (поскольку в принципе ст. 123 КТМ исходит из применения перевозчиком своего бланка коносамента). Вручая переводчику оферту, отправитель просит его согласиться заключить договор на условиях, изложенных в ней. Письменная оферта требует ознакомления с ее текстом, составления ответного текста и вручения его отправителю. По установившемуся в торговом мореплавании обычаю выполнение выполнение действий перевозчик совершает в форме штурманской расписки. Под этим названием в практике торгового мореплавания понимается подписанный грузовым помощником капитана документ, удостоверяющий фактический прием груза на борт конкретного судна. “Прием” означает, что на борту судна вся коносаментная партия груза, а не какая-либо единица или часть груза из этой партии. Нельзя поэтому выдавать штурманскую расписку на груз, еще находящийся в лихтере или на берегу. При отправлении груза помощник капитана вносит свою расписку на поля погрузочного ордера. В необходимых случаях она может служить для констатации времени, количества и состояния груза, принятого на борт судна. В случае спора для оценки количества и состояния груза можно привлечь экспертов. О привлечении эксперта и времени осмотра им груза следует своевременно уведомить отправителя. Осмотр груза надо начинать в начале погрузки, когда груз еще не принят судном. Правильный перенос сведений штурманской расписки в коносамент составляет предмет заботы перевозчика. Оговорки, содержащиеся в расписке штурмана, делают коносамент чистым или нечистым. Расписка предшествует выдаче коносамента и, находясь в руках отправителя, создает у него уверенность в получении коносамента. Штурманская расписка имеет временный и вспомогательный характер при составлении коносамента. Расписка не предназначена для торгового оборота и не относится к числу товарораспорядительных документов. Однако она дает указанному в ней от- правителю право требовать получения коносамента. Последний выдается после того, как отправитель возвратит перевозчику свой экземпляр штурманской расписки. При отказе отправителя вернуть штурманскую расписку или отметить в расписке невозможность ее возвращения, перевозчик вправе задержать выдачу коносамента. Отрицательные последствия имущественного характера относятся на отправителя в силу ст. 228 ГК РСФСР. Выдачей штурманской расписки оформляется переход права владения грузом от отправителя к перевозчику — администрации судна. Принятие этого груза перевозчиком, удостоверенное распиской администрации судна на полях погрузочного ордера, есть ничто иное, как согласие перевозчика с предложением отправителя. На юридическом языке такое согласие именуется акцептом. Передача отправителем груза вместе с заполненным бланком погрузочного ордера и принятие этого груза перевозчиком, удостоверенное распиской администрации судна на полях погрузочного ордера, представляют собой обмен офертой и акцептом между заинтересованными лицами. Оферта и акцепт сделаны в письменной форме. По советскому гражданскому праву такой взаимный обмен двумя разновременно выданными документами считается одним из способов заключения договора в письменной форме (ст. 161 ГК РСФСР). Для подачи оферты может быть использован типографский бланк коносамента перевозчика, заполняемый грузоотправителем для последующего вручения перевозчику. Общий принцип заключения договора от этого не меняется. В конечном счете лишь от перевозчика зависит совершение двух завершающих действий — подписание коносамента и его выдача отправителю груза. Заключенный таким образом договор предопределяет будущий текст коносамента и устанавливает программу поведения участников договора: перевозчик обязан выдать коносамент, а отправитель груза — принять коносамент. Таким образом, последующее перенесение согласованных данных оферты и акцепта в типографский бланк коносамента рассматривается как приведение заключенного договора перевозки груза морем в состояние и форму товарораспорядительного документа, пригодного для переноса права собственности на груз (ст. 136 ГК РСФСР) и для применения к договору морской перевозки груза правил действующих международных конвенций, а в сфере банковских сделок — для получения банковского кредита. До завершения приема груза капитан не обязан подписывать коносамент. Подписание и выдача коносамента — это различные факты. Они не всегда совпадают во времени. Первый из них есть одностороннее действие перевозчика по скреплению текста уже составленного коносамента, второй — требует участия двух сторон. В «выдаче» отражены действия сторон, претворяющие в жизнь достигнутую договоренность. Закон закрепляет общий способ приобретения права владения коносаментом — по договору. Это означает: понятие «выдача коносамента» связано с добровольной, сознательной передачей перевозчиком документа и добросовестным приобретением документа отправителем груза. Коносамент может оказаться в обороте не по воле перевозчика и даже вопреки ей. В результате кражи, мошенничества, ошибки представителя (несколько судовладельцев пользуются услугами одного судового агента. А тот использовал и выдал бланк коносамента того судовладельца, который данную перевозку не выполнял). Если коносамент получен обманным путем, то о выдаче в смысле ст. 123 КТМ не может быть и речи. Когда же подготовленный к выдаче коносамент выходит из владения перевозчика помимо его воли, то перевозчик вправе принять юридические меры к защите своих нарушенных прав. Понятие «выдача» предполагает деятельность, носящую однократный характер. При обычном ходе дела коносамент выдается один раз. Выданный по отношению к отправителю коносамент будет считаться выданным и по отношению к третьим лицам. Особо следует остановиться на просьбах отправителя изменить отдельные данные коносамента. Например, из-за ошибки в документе отправителя, на основании которого составлялся и был выдан коносамент. Свою просьбу отправитель представляет не более как простую корректировку коносамента. Однако это не так. Во-первых, документ отправителя есть его оферта. Риск искажения ее сведений лежит на оференте. То же самое начало проводит закон (ч. 3 ст. 123 КТМ). Во-вторых, следует знать, какие данные коносамента отправитель намерен изменить: те, что доказывают содержание договора перевозки груза или сведения, нужные отправителю с иными лицами, чем перевозчик (в рамках договора купли-продажи товара, банковских сделок). Ясно, что изменение первых затронет интерес перевозчика, т. к. этими данными определяется содержание договора перевозки и возникшее из него обязательство перевозчика. Решение отправителя изменить их дает перевозчику право поставить вопрос об изменении обязательства или отказаться от исполнения взятого обязательства и получить возмещение убытка. Изменение вторых данных приведет к повторной выдаче коносамента. Их изменение возможно в относительно короткий промежуток времени до ухода судна из порта погрузки. Подчас отправитель уклоняется от своевременного выполнения обязанности принять коносамент. Мотивы тому разные. В частности, несогласие с оценкой количества и состояния груза, внесенной в коносамент перевозчиком в форме оговорки, подысканием в порту выгрузки склада, в котором могло бы храниться имущество отправителя, падением цен на рынке.