Согласно Брюссельской конвенции о коносаменте перевозчик обязан перед рейсом проявить разумную заботливость с тем, чтобы привести судно в мореходное состояние. Под мореходным состоянием при этом понимается: обеспечение технической годности судна к плаванию; снаряжение его надлежащим образом; укомплектование экипажем; снабжение всем необходимым; приведение трюмов и всех других помещений судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза.Часто спорят по поводу понятия «должной или разумной заботливости» по обеспечению мореходного состояния судна. «Должная заботливость» перевозчика определяется двумя критериями: а) до начала рейса перевозчик сделал все возможное, чтобы обнаружить дефекты, которые привели к немореходному состоянию судна; б) если такие дефекты были выявлены, то заботливый перевозчик устранил неисправности до отхода судна с грузом в море. Чтобы избежать ответственности за поврежденный или утраченный груз, перевозчик должен доказать, что с его стороны были выполнены все обязательства по перевозке груза. Поэтому капитану рекомендуется вести точные записи и своевременно составлять соответствующие документы, фиксирующие ход грузовых операций, условия перевозки, а также меры, предпринимаемые для сохранения груза. В процессе получения груза капитану и его грузовому помощнику рекомендуется следить за основными марками, внешним видом и видимым состоянием груза, отмечать эти данные в штурманских расписках. Проявленную пассивность нельзя компенсировать наличием в коносаменте оговорки «вес, количество и качество груза перевозчику неизвестны». В такой ситуации маловероятно надеяться на ее защиту. Не следует подписывать коносамент, если в него внесены данные, правильность которых вызывает у капитана сомнения. При внесении в коносамент таких данных капитану целесообразно подписать коносамент с соответствующей оговоркой. Доказательственную силу в отношении внешнего вида и количества погруженного груза имеют также штурманские расписки, грузовой манифест, утвержденный исполнительный грузовой план, тальманские расписки и другие документы. Разумно сохранить их до конца перевозки, а в случае возникновения претензий — до их урегулирования. Согласно договора морской перевозки груза перевозчик обязан не допускать необоснованную девиацию от маршрута следования. «Разумной девиацией» обычно считается девиация с целью избежания непосредственной опасности, грозящей судну или грузу, либо предпринятая для спасения жизни, либо имущества на море. Могут быть и другие причины девиации, которые будут оценены как разумные. Обоснованность девиации оценивается не только с точки зрения перевозчика, но и исходя из интересов грузовладельца. Итак, чтобы избежать или смягчить ответственность перевозчика за утрату, повреждение или недостачу груза, капитану следует: 1) проявить разумную заботливость по приведению судна в мореходное состояние; 2) принять груз в хорошем по внешнему виду состоянии; 3) проявить должную заботливость о грузе в период перевозки с тем, чтобы сдать груз в том же хорошем по внешнему виду состоянии, в каком он был принят; 4) проверить, при наличии разумной возможности, соответствие данных, вносимых в коносамент, с реальным состоянием и количеством принимаемого к перевозке груза; 5) в случае возникновения требований получателя принять меры к защите интересов судовладельца. Для этого подготовить и собрать документы, содержащие информацию о: данных судна (типе, основных размерах, грузовместимости и пр.) и перевозимом грузе (размещении, укладке, креплении); перегрузочных операциях с деталями, когда, какие операции производились, какими средствами и т. д.; утрате, повреждении или недостаче груза; портах погрузки и выгрузки, продолжительности и условий рейса. Все эти данные можно взять из судового журнала и других судовых документов. В случае требований по грузу дополнительно могут понадобиться следующие документы: чартеры и коносаменты; штурманские расписки, тальманские по приему и сдаче груза, акты приема и сдачи груза по замерам на береговых весах и осадкам судна, грузовой план, грузовые манифесты, акты сюрвейера о количестве и состоянии груза, другие документы, удостоверяющие обстоятельства, которые могут служить основанием ответственности перевозчика (эти обстоятельства удостоверяются согласно правилам, существующим в иностранном порту погрузки и выгрузки); письменные возражения, копии материалов и акта морского протеста в порту выгрузки; выписки из судового, машинного журналов и журнала судовой радиостанции с отражением процесса подготовки судна к рейсу и приему груза, производству грузовых операций, мер по поддержанию груза в хорошем сохранном состоянии, погодных условий как в период плавания, так и в период грузовых операций и т. д. выписки о режиме вентиляции трюмов, влажности и температуре груза, креплении и состоянии упаковки в период рейса; фотографии, демонстрирующие состояние судна, методы погрузки/выгрузки, размещения и укладки, погодные условия при грузовых операциях и перевозке груза и пр.; нотисы о готовности судна к грузовым операциям, таймшиты, «стейтмент оф факте» в портах погрузки и выгрузки; карты и сводки погоды, выписки о переговорах с другими судами, свидетельствующими о сложных погодных условиях плавания (в частности, заливаемости корпуса, крышек трюмов и палубного груза); переписка с лицами, имеющими отношение к производству или организации грузовых операций; план расположения танков балласта, топлива, воды и трюмов судна с указанием их вместимости, а также расположения перегрузочного оборудования и его грузоподъемности; расчет остойчивости, посадки судна, включая компьютерные данные (если имеются); показания курсографа, рабочие карты перехода с исполнительной прокладкой; судовые документы, выданные Регистром СССР или другим классификационным обществом, свидетельствующие о мореходном состоянии судна; письменные сообщения членов судового экипажа капитану о готовности судна и его оборудования к плаваний, приему/выгрузке груза; акты сюрвейера о готовности судна к приему груза; выписки из судового журнала и доклады о произведенном ремонте, устранении повреждений, о проведении регулярных осмотров судна и груза в период плавания и грузовых операций; другие материалы и документы, имеющие отношение к защите интересов перевозчика.
- Загрязнение морской среды с судов
- Невыполнение скорости, перерасход бункера Небезопасный порт или причал