5/5 - (6 голосов)

Для обеспечения морскому судну при заходе в порты наилучшего выполнения всех операций и формальностей судовладельцы пользуются услугами морских агентов. Морской агент—это уполномоченное судовладельцем лицо, назначенное им для непосредственного обслуживания принадлежащих судовладельцу судов в определенном порту или портах, для оказания содействия капитану судна во взаимоотношениях с грузовладельцами, портовыми и административными властями и для сокращения стояночного времени судна в порту. Морской агент действует в интересах судовладельца и от его имени. Агентирование за границей советских судов и таймчартерных иностранных судов осуществляют, как правило, иностранные агенты на основании специальных договоров, заключаемых с ними В/О «Совинфлот» от имени пароходств ММФ. На основании этих же договоров регулируются и взаимоотношения между судовладельцами и агентами. Через морского агента судовладелец вступает в официальные отношения с грузовладельцами, стивидорными компаниями и портовыми организациями, имеющими отношение к обслуживанию судов в порту. Морской агент обязан выполнять инструкции и поручения судовладельца. За агентирование судов морской агент получает от судовладельца вознаграждение по ставкам, обусловленным договором, или по действующим официальным ставкам агентского вознаграждения страны или порта. Обязанности морского агента устанавливают договором. В основные обязанности агента обычно входит:
выполнение с соответствующей защитой интересов судна всех формальностей и требований, связанных с заходом судна в порт и выходом из него, таможенными и санитарными осмотрами, уплатой установленных сборов, получением различных документов;
обеспечение судна причалами, а в соответствующих случаях перегрузочными механизмами;
своевременное обеспечение судну буксиров, швартовщиков. лоцманов;
содействие в организации и производстве грузовых операций;
организация снабжения судна топливом, продовольствием, водой, материалами:
регулярная информация судовладельца о приходе судна, о ходе грузовых и вспомогательных операций и о других существенно важных обстоятельствах, связанных со стоянкой судна в порту, об отправлении судна и количестве груза на его борту;
инкассация фрахта по специальным поручениям судовладельца и всех причитающихся с получателей или отправителей груза сумм, оплата за счет судовладельца всех сборов и расходов по судну;
регулярная информация грузовладельца и капитана о действующих в данном порту или портах обычаях, правилах, обязательных постановлениях и других информационных данных;
подготовка и оформление грузовых и других документов;
участие в расследовании в связи с авариями, а также в составлении всякого рода актов (связанных с авариями, экспертизой, осмотром);
выполнение отдельных поручений капитана, судовладельца.
Оформление морского протеста.
Морской протест—заявление капитана, произведенное в установленном порядке, соответствующему компетентному государственному органу о морских происшествиях, имевших место в рейсе и в силу которых капитан предполагает о возможном нанесении ущерба грузу и/или судну или констатирует повреждения, полученные судном и/или грузом. Итак, морской протест заявляют: при наличии частной аварии; при наличии общей аварии; при предположении о наличии аварии. В морском протесте излагают важнейшие обстоятельства морского происшествия и меры, принятые командованием судна для его предотвращения либо полной или частичной ликвидации неблагоприятных последствий (ст. 286 КТМ). Хотя цель морского протеста — обеспечить доказательства для защиты прав и законных интересов судовладельца, однако не следует преувеличивать значение морского протеста в том, что заявление его полностью ограждает капитана судна и судовладельца от возможных претензий и исков.
С получением от капитана сообщения о предстоящем заявлении морского протеста агент обязан:
информировать об этом заинтересованных лиц; подготовить все то, что необходимо для выполнения формальностей по заявлению морского протеста, исходя из условий местной практики; информировать капитана о местных правилах;
при необходимости вызвать сюрвейера и др.
Капитан при намерении заявить морской протест должен: приготовить выписки из судового журнала; предоставить судовой журнал; составить краткое заявление в адрес учреждения, оформляющего морской протест;
при наличии основания полагать возможность повреждения груза протест должен быть заявлен до открытия трюмов, раскрепления палубного груза и т. п.; установить через агента порядок оформления морского протеста, сколько человек необходимо представить в качестве свидетелей, срок оформления и др.
Агент обеспечивает перевод заявления капитана на местный язык, согласовывает время с компетентными государственными организациями, в которых производится оформление морского протеста. Представитель агента присутствует вместе с капитаном и членами экипажа в качестве свидетеля при заявлении морского протеста. В иностранном порту, где есть советский консул, морской протест заявляется советскому консулу. Если же в порту
нет советского консула, то морской протест заявляется капитаном компетентному иностранному государственному органу. Им может быть, в зависимости от местных правил, соответственно: нотариус, коммерческий суд, трибунал.
Срок заявления морского протеста в СССР установлен продолжительностью в 24 ч. В иностранном порту необходимо этот срок выяснить через агента.
Установленной законом формы морского протеста не существует. Обязанности агента при общей аварии. Агент порта разгрузки судна с получением от капитана судна сообщения об имевшей место общей аварии обязан:
до прихода судна в порт информировать об этом всех грузополучателей; до выдачи груза грузополучателям получить от них документы, необходимые для оформления общей аварии—аварийные подписки (average bond), аварийные гарантии (average guarantee), декларации об оценке груза для предъявления контрибуции по общей аварии (declaration of value for Contribution to General average); обеспечить производство сюрвейерского осмотра; обеспечить своевременное оформление морского протеста и др. При возникновении аварии в иностранных водах капитан судна обязан сообщить об этом начальнику пароходства, агенту после прибытия в иностранный порт, а также соответствующему Торгпредству СССР,
советскому консулу, а при необходимых случаях — соответствующему советскому посольству и обратиться к ним за оказанием помощи. В остальном капитан должен действовать так, как это предусмотрено указаниями инструкции, утвержденной приказом ММФ № 32 от 3 февраля 1960 г.
Аварийная подписка — обязательство грузополучателя оплатить судовладельцу взнос, падающий на долю груза, согласно диспаше по общей аварии или спасанию, т. е. грузополучатель, подписавший аварийную подписку, обязуется:
объявить стоимость груза, указанного в подписке; предоставить в Бюро диспашеров все необходимые документы;
оплатить контрибуцию по общей аварии в соответствии с диспашей, составленной диспашером.
Отсутствие аварийной подписки может привести к затруднению или даже невозможности взыскания с грузополучателя доли аварийного взноса. В аварийных подписках указывают: наименование судна; фамилию капитана; дату отхода из порта погрузки; наименование порта погрузки и порта выгрузки; обстоятельства, вызвавшие общую аварию; перечень коносаментов и их номера на все грузы, адресованные получателю, подписавшему подписку; описание груза по каждой коносаментной партии; число мест, вес и стоимость груза. Проформы аварийных подписок разрабатываются судовладельцами по согласованию со страховыми обществами.
Капитану желательно оформить аварийные подписки по проформе ММФ, а в случае отсутствия таковых—по форме Ллойда. Однако в проформе Ллойда аварийная подписка не имеет графы о стоимости груза, поэтому необходимо при оформлении данной аварийной подписки обязать агента получить от грузовладельца заявление о стоимости груза и вписать ее в аварийную подписку. Если же грузополучатель отказывается выдать аварийную подписку, капитан должен использовать залоговое право. Однако в условиях таймчартера, особенно, если судно фрахтователя пере фрахтовано, судовладельцу довольно сложно осуществлять залоговое право. Трудности судовладельца заключаются в его недостаточной осведомленности относительно условий сдачи груза и инкассации фрахта. Тогда позиции фрахтователя, выступающего в роли перевозчика, по осуществлению залогового права более благоприятны, так как судно находится в его распоряжении. Поэтому в целях защиты своих интересов судовладельцу надлежит внести аддендум: «Фрахтователям не разрешается самим или через своих агентов принимать залоговые или иные обязательства, могущие нанести ущерб правам и интересам судовладельца». Особенности агентского обслуживания судна в порту-убежище В случае каких-то чрезвычайных или иных обстоятельств, когда судно вынуждено зайти в так называемый порту-убежище, все связанные с таким заходом расходы подлежат распределению по общей аварии. Агент судна, получив сообщение от капитана о таком заходе и его причинах, обязан: предупредить об этом портовые, таможенные, пограничные и санитарные власти, а также другие заинтересованные организации; при необходимости позаботиться о месте стоянки судна; пригласить сюрвейера для установления величины и причин повреждений, нанесенных судну и/или грузу. Составить акт; приготовить документацию в связи с заявлением морского протеста; содействовать капитану в выполнении формальностей при заявлении морского протеста; подготовить документы, необходимые для оформления общей аварии; при необходимости в аварийном ремонте подыскать подходящую фирму и осуществлять посредничество при этом; правильно оформить всевозможные счета; содействовать капитану при оформлении классификационного свидетельства, свидетельства на годность к плаванию и других необходимых документов по судну и грузу. Капитан в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза и плавания. Как представитель судовладельца и грузовладельца, капитан предъявляет иски и отвечает по искам, относящимся к судну, грузу и фрахту, если на месте нет иных представителей судовладельца и грузовладельца (ст. 50 КТМ). Морской агент — доверенное лицо судовладельца, действует в соответствии с поручением судовладельца, в его интересах и от его имени. Эти положения предопределяют взаимоотношения капитала судна с морским агентом. Так как капитан признается представителем судовладельца, а агент лишь его доверенным лицом, то в случае разногласий между ними преобладает решение капитана. Однако капитан должен считаться с мнением агента потому, что агент лучше знает обычаи порта, местные правила, имеет богатую практику в коммерческих вопросах и т. п. Во взаимоотношениях с агентом капитан должен принять за правило следующее: вручать нотис о готовности судна к грузовым операциям под расписку и немедленно после оформления судном карантинных, пограничных формальностей независимо от того, находится судно у причала или нет; сразу же потребовать от агента конкретной информации о перспективах стоянки, об обычаях порта, о стоимости услуг, о расходах и о порядке отнесения их на судовладельца и т. п. ;
требовать от агента лучшего и при этом наиболее дешевого обслуживания. Однако эти требования должны быть в пределах агентского контракта или в соответствии с обычными агентскими обязанностями; при постановке судна под погрузку выяснять через агента наименование порта назначения (причала, дока), который будет внесен в коносамент, с
точки зрения его навигационных и метеорологических условий (возможности прохода каналами, шлюзами, под мостами, безопасности стоянки в период отливов и т. п.), так как если судно не сможет доставить груз в пункт назначения, поименованный в коносаменте, то это приведет судовладельца к большим валютным расходам по доставке этого груза
другим транспортом до указанного пункта назначения; во избежание оплаты за простой рабочих ставить в известность агента в случае задержки прибытия судна в порт или отмены захода, так как агент при получении от капитана уточненного сообщения о подходе заблаговременно нанимает стивидоров для грузовых операций к полагаемому часу прибытия судна или с начала ближайшей смены после прихода судна; тщательно изучать чартер и на его условиях строить взаимоотношения с фрахтователями и с другими заинтересованными лицами. При контроле стивидорных расходов необходимо иметь в виду, что стивидорные расходы (stowage in the holds) находятся в прямой зависимости от ставки фрахта, т. е. если судно оплачивает трюмные работы, то оно получает фрахт из расчета полной ставки, а если судно свободно от оплаты трюмных работ, то соответственно и ставка фрахта понижается; принимать решение о целесообразности овертайма, имея при этом в виду, что необходимость в сверхурочных работах возникает не только на
судне, но и на берегу. Поэтому предварительно необходимо выяснить у агента и грузополучателей (грузоотправителей), какие расходы будут отнесены на судно и их приблизительную сумму и какие оплатит грузовладелец;
принимать услуги тех шипчандлерских фирм, с которыми заключены контракты, так как эти фирмы предоставляют пароходству скидки. Однако сумма скидки, предоставляемая пароходству инофирмами, не может быть израсходована на закупку дополнительного количества снабжения и продуктов; требовать от агента своевременного предъявления счетов и таймшитов для проверки. В случае неточности, отсутствия каких либо данных дополнить или сделать на документах соответствующие оговорки перед своей росписью. В случае сомнения— должно ли пароходство оплачивать те или иные расходы, внести оговорку перед своей подписью «subject to my owners approval». Если сделать свои замечания и возражения не разрешают, перед подписью указать, что «signed under protest».

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий