Загрузка...

Крупные разливы с судов случаются не часто. Однако значительное ухудшение состояния морской среды, имеющее место в последние годы, заставило мировое сообщество обратить внимание и на более мелкие, но постоянно действующие источники загрязнения. Во многих странах введены довольно жесткие санкции за разливы нефти и вредных химических веществ с судов. Они применяются к судовладельцу и к капитанам судов, независимо от наличия их вины.

Тем не менее в некоторых странах размер санкций и их применение в целом зависят от наличия обстоятельств, смягчающих или освобождающих от ответственности, к которым обычно относятся: повреждения корпуса судна вследствие действия непреодолимой силы или касания подводных препятствий, не отмеченных в навигационных пособиях; скрытые дефекты судна; столкновение по вине другого судна; повреждения в результате военных действий; упущения либо нарушения, допущенные третьими лицами и т. д. Загрязнение моря в результате этих обстоятельств желательно подтверждать актами независимого эксперта (сюрвейера). Факты подобного характера следует заносить в судовой журнал. По ним делать заявления о морском протесте. К сожалению, загрязнения моря происходят довольно часто и по вине экипажей судов. Капитану требуется знать, как вести себя в этих обстоятельствах. Наиболее частыми и ощутимыми для морской среды являются загрязнения моря нефтью и нефтесодержащими продуктами. Основными причинами загрязнения моря нефтью являются: а) повреждения судов в результате аварийных происшествий; б) преднамеренный сброс нефти или нефтесодержащих веществ в морскую среду; в) разлив нефтепродуктов в процессе грузовых или бункеровочных операций; г) небольшие выбросы нефтепродуктов в процессе обычной эксплуатации судов (смыв нефтепродуктов с палубы в результате дождей, перелив через гусаки воздушных труб и т. д.). Действия по предотвращению и ликвидации разливов, предпринимаемые судовыми экипажами, включают технические и организационные меры. Они здесь не рассматриваются. Мы даем рекомендации капитанам в отношении тех их шагов, которые имеют юридическое значение, а также в отношении порядка сбора и закрепления доказательств при разливе нефти с судов. При разливе нефтепродукта с судна капитану рекомендуется: немедленно сообщить о случившемся судовладельцу, местным властям, а также местному корреспонденту клуба взаимного страхования. Последний поможет принять требуемые меры, назначит своего адвоката для переговоров с представителями властей, пригласит при необходимости сюрвейеров и экспертов; оказать содействие местным властям при расследовании причин происшествия и ликвидации последствий разлива. Сделать пометки в судовом журнале о прибытии представителей властей на судно, указав при этом фамилии, должности представителей и характер их деятельности на борту судна. принять дополнительные меры по ликвидации последствий загрязнения силами экипажа; заявить морской протест о случившемся с указанием обстоятельств. смягчающих вину или освобождающих от ответственности (если таковые имеются); лично убедиться в том, что данные о размерах разлива установлены точно: взяты с береговых приемных станций после отделения нефти от воды и составления соответствующего акта о количестве нефти и нефтесодержащей смеси, поступившей на эти станции. При определении количества различного нефтепродукта по остаткам его в танках необходимо учитывать количество нефтепродукта в трубопроводе и перекачивающих устройствах. По каждой порции собранного нефтепродукта должна быть проведена идентификация. если в процессе операций по ликвидации последствий разлива принимается решение о применении химических или биохимических веществ, лично убедиться в том, что применение этих веществ не запрещено в данном порту. Информацию по этому вопросу можно получить с помощью агента судна; составить и выслать в адрес судовладельца и страховщиков подробный отчет, содержащий перечень причин разлива, информацию о тех действиях, которые выполнялись для его предотвращения, и сведения ущерба к минимальному размеру.

К отчету следует приложить:

заверенные выписки из судового и машинного журналов, содержащие подробные сведения об обстоятельствах разлива, количестве вылившегося нефтепродукта, его названии, использовании предохранительных устройств и систем, количестве нефти (в тоннах), которое перекачивалось в. единицу времени, о членах экипажа судна, ответственных за проведение грузовых или бункеровочных операций, о составе вахты на момент инцидента, о принятых мерах по информации властей порта о разливе, принимавшихся действиях для ликвидации последствий разлива, гидрометеорологических условиях, месте, дате, времени инцидента, а также другие связанные с инцидентом сведения; копии инструкций по производству грузовых и бункеровочных операций с нефтепродуктами, копии грузового плана; данные об имеющихся на борту судна средствах по борьбе с разливами нефтепродуктов и копня судового аварийного плана по борьбе с разливом; данные замеров танков, схема их расположения с указанием мощности перекачивающих устройств; заверенные выписки из журнала нефтяных операций, отражающие операции с нефтепродуктами на момент разлива; акты проб собранного нефтепродукта, свидетельствующие о его идентификации с нефтепродуктом, находящимся на борту; объяснения лиц, имевших отношение к происшествию, другие документы, фотографии нефтяного пятна, а также мест повреждения судна и сломанных деталей судового оборудования, через которые произошел разлив нефтепродукта (сами поврежденные детали необходимо сохранить до завершения дела); копни телексов и другой судовой переписки, имеющей отношение к происшествию. Во всех случаях капитан должен руководствоваться соответствующим национальным законодательством, а также положениями международных конвенций, в частности, Конвенции МАРПОЛ 73/78, а также рекомендаций, касающихся предотвращения и ликвидации последствий разливов нефтепродуктов с судов.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий