Экспедитор, являясь транспортным агентом своего клиента, обязан представлять и защищать его интересы перед третьими лицами — перевозчиками, стивидорными компаниями, портовыми, таможенными и иными властями и т. п. при возникновении любых конфликтных ситуаций, например:
• недостача/избыток груза;
• повреждение груза или тары;
• повреждение грузом транспортного оборудования или транспортных средств;
• гибель/уничтожение груза;
• задержка груза в пути следования;
• арест груза / транспортного оборудования / транспортного средства или судового имущества;
• любые другие случаи, которые могут повлечь дополнительные расходы для клиента.
При возникновении любых непредвиденных случаев экспедитор обязан немедленно известить об этом клиента, а затем в максимально короткий срок предоставить уточненную информацию.
Добросовестный экспедитор обязан постоянно отслеживать движение груза и предоставлять эту информацию клиенту по согласованной форме. Например, по наземной перевозке предоставлять 2 раза в день (в середине и конце каждого рабочего дня) сведения о номерах транспортных средств, их местонахождении, ожидаемой дате прибытия в пункт назначения, количестве грузовых мест и их массе. По морской перевозке клиенту необходимы сведения о наименовании судна, количестве грузовых мест, их массе, ожидаемой дате прибытия в следующий порт и ожидаемой дате прибытия в порт выгрузки. Эта информация предоставляется сразу после отхода судна из порта погрузки и затем немедленно уточняется в случае любых нарушений графика.
Постоянный контроль за движением груза позволяет избежать потенциально конфликтных ситуаций и дополнительных расходов в случае задержек груза в пути следования. Например, с предприятия отправлялось 4 контейнера с грузом на железнодорожных платформах в адрес стивидорной компании Х, обслуживаемой железнодорожной станцией А. Кроме стивидорной компании Х, в порту есть район у, обслуживаемый станцией В. Поскольку способом оплаты по запродажному контракту являлся аккредитив, клиент в своей заявке указал самую позднюю дату отгрузки товара из морского порта. Экспедитор предоставил инструкции по заполнению железнодорожных накладных и согласовал с предприятием отправителем срок отгрузки контейнеров на платформах таким образом, чтобы они прибыли в морской порт за 2 суток до прибытия судна, на котором необходимо отправить данную партию, чтобы соблюсти условие аккредитива о самой поздней дате отгрузки. Предприятие-отправитель заполнило железнодорожные накладные должным образом (в соответствии с инструкциями экспедитора) и отправило платформы по согласованному графику. Экспедитор отслеживал движение вагонов и, поскольку они следовали в строгом соответствии с графиком, зарезервировал место на судне (которое прибывало в субботу и отходило в воскресенье) для погрузки данной партии. В день прибытия платформ с контейнерами на предпортовую станцию А (стивидорная компания Х) экспедитор получил информацию от терминала Y, обслуживаемого станцией B, что он отказывается принимать одну платформу с контейнером (по номеру это платформа из данной партии), прибывшую на его станцию, по причине отсутствия информации от экспедитора о данной платформе с контейнером. По данным терминала Y, железнодорожная накладная оформлена в адрес станции В и терминала Y.
Поскольку у экспедитора имелись электронные копии всех грузовых документов и он осуществлял постоянный контроль за движением платформ, сразу была выявлена недостоверность информации, явившаяся следствием неверной засылки одного комплекта грузовых документов с сортировочной станции, производившей разборку поезда. Благодаря своевременно организованной передаче документов на станцию назначения А, экспедитор смог своевременно организовать выгрузку контейнеров с платформ и их выпуск в пограничной таможне для погрузки на судно.
Схема организации транспортно-экспедиторского обслуживания (ТЭО) перевозки экспортного груза в контейнерах
Разъяснения к схеме организации ТЭО перевозки экспортного груза в контейнерах
1. Рамочный внешнеторговый контракт, заключенный между предприятием-отправителем и внешнеторговой компанией — клиентом экспедитора (условия поставки EXW).
2. Рамочный внешнеторговый контракт, заключенный между внешнеторговой компанией и конечным получателем груза (условия поставки C&F).
З. договор транспортной экспедиции.
4. Запрос ставки (Rate Request).
5. Направление вопросника.
6. Ответ на вопросник.
7. договор с наземным перевозчиком.
8. договор с контейнерным терминалом.
9. Котировка ставки (Rate Quotation) с указанием транспортно-технологической схемы доставки груза. Превращается в поручение на организацию перевозки (Forwarding Order) после подтверждения клиентом.
10. Приложение к внешнеторговому контракту (Shipping Order или Purchase Order).
11. Согласование сроков и способа вывоза груза.
12. Заявка контейнеровладельцу на выделение порожних контейнеров.
13. Указание контейнеровладельца терминалу на выделение порожних контейнеров экспедитору.
14. Заявка наземному перевозчику на осуществление перевозки.
15. Подтверждение наземного перевозчика.
16. Извещение о выданных порожних контейнерах.
17. Перевозка порожних контейнеров.
18. Извещение о подаче порожних контейнеров.
19. Перевозка груженых контейнеров.
20. Извещение об отправке груженых контейнеров.
21. Резервирование места на морском судне и направление морскому перевозчику (агенту в порту погрузки) инструкций по оформлению грузовых документов (букинг).
22. Подтверждение морского перевозчика в приеме груза к перевозке (подтверждение букинга).
23. Поручение на отгрузку экспортного груза (агенту морского перевозчика в порту погрузки направляется в копии).
24. договор между морским перевозчиком и контейнерным терминалом.
25. Погрузка на морское судно.
26. Выдача коносаментов и других грузовых документов.
27. Извещение клиента об отгрузке груза на экспорт и пересылка грузовых документов.
28. Выгрузка груза в порту назначения и выдача его получателю.