Таймшит, или акт учета сталийного времени,— особый бланк, на котором в хронологическом порядке произведен учет времени стоянки судна в порту и расчет времени, израсходованного на погрузку или выгрузку.
Таймшит содержит: название судна; время его прибытия в порт; дату и час вручения капитанского нотиса о готовности судна к грузовым операциям; дату и час принятия капитанского нотиса фрахтователями (грузополучателями) или их агентами; время начала погрузки-выгрузки; время начала учета сталийного времени (согласно условиям чартера); ежесуточный учет времени стоянки судна в хронологическом порядке; сталийное время (по чартеру); время в пользу судовладельца или фрахтователя (грузополучателя), исходя из которого определяют соответственно сумму демереджа или диспача. Таймшит подписывают капитан судна и фрахтователи (грузополучатели) или их агенты.
Стейтмент оф фэктс—документ, служащий основанием для составления судовладельцем таймшита в окончательном виде. Стейтмент оф фэктс составляют в том случае, когда капитан и агент не располагают условиями для расчета и учета сталийного времени. Стейтмент оф фэктс должен быть подписан капитаном судна, агентом судна и фрахтователями или их агентами.
Стейтмент оф фэктс содержит: название судна; дату и время прихода судна в порт; время окончания портовых формальностей; время швартовки судна к причалу; время вручения капитанского нотиса; ежесуточный учет фактически использованного сталийного времени под грузовыми операциями, каждого сталийного дня с обязательным указанием продолжительности перерывов в работе, их причин и др.
Таймшит—основной документ для расчета по диспачу и демереджу с фрахтователем. Он подлежит тщательной проверке капитаном. Всякое несогласие с записями в таймшите капитан должен изложить внизу документа и заверить своей подписью. Всякое сомнение в расчетах должно быть оговорено, что оно «подлежит утверждению судовладельцем». Часто на таймшитах, которыми оформляют погрузку и выгрузку экспортных и импортных грузов, отсутствуют подписи грузовладельцев. В результате таймшит, подписанный агентом судна и капитаном, становится односторонним документом. Из-за этого объединения МВТ не всегда имеют возможность предъявить иностранным фирмам претензии об оплате демереджа за задержку судна под грузовыми операциями. Для правильного ведения и оформления таймшита необходимо тщательно изучать условия чартера о способе исчисления сталийного времени и определения величины сталии. Чартером также обусловливается продолжительность простойного времени (демередж) ставки демереджа, ставки диспача. Необходимо установить, что демередж исчисляется рядовыми днями, а диспач — «за все сэкономленное время», либо «за все сэкономленное рабочее время», как это предусмотрено чартером.
Исчисление времени погрузочных, разгрузочных работ обусловливается в чартерах одним из следующих способов: а) расчет сталийного времени на основе календарных (т. е. беспрерывных) дней; б) расчет сталийного времени на основе погожих рабочих дней; в) расчет погрузочно-разгрузочного времени по погрузке и выгрузке вместе—реверсибл. а) Расчет сталийного времени на основе календарных (т. е. беспрерывных дней). При этом способе исчисления сталии в счет погрузочно-разгрузочных сроков входят как воскресные и праздничные дни, так и дни непогоды, вследствие которой фактически грузовые операции производиться не могут.
Сталийное время может быть обусловлено соответственно: погрузка-выгрузка должна быть произведена в течение 10 текущих дней, норма погрузки-выгрузки на календарный день 500 т и.т.п. Предположим, что чартер содержит следующие условия для выгрузки. Норма выгрузки 1000 т на каждый текущий день, включая воскресные и праздничные дни. Время начинает считаться после постановки судна к причалу и представления и приема нотиса готовности в течение официальных часов работы грузополучателей от 9.00 до 17.00. Если выгрузка начинается раньше, чем нотис готовности был принят, то время начинает считаться с момента начала выгрузки. Демередж—300 англ. ф. ст. в день, диспач—150 англ. ф. ст. за все «спасенное» время.
Таймшит порта выгрузки будет иметь следующий вид .
Выгруженное количество груза 8564 т. Норма выгрузки 1000 т на текущий день. Положенное сталийное время 8 дн. 13 ч 32 мин. Выгрузка закончена 22 октября в 14.20.
Сумма демереджа за 2 дн. 2 ч 18 мин по ставке 300 англ.. ф. ст. в день составит 628 англ. ф. ст. 65 пенсов.
б) Расчет сталийного времени на основе погожих рабочих дней (weather working days). При таком расчете воскресные и праздничные дни, а также дни непогоды исключают из установленных сроков погрузки-выгрузки, т. е. обусловленное число дней на погрузку соответственно увеличивается на число дней воскресных, праздничных и непогоды. При определении сталии норму погрузки в этом случае применяют не на каждый календарный день, а на погожий рабочий день. Предположим, что в чартере была предусмотрена норма сталийного времени на «погожий рабочий день» вместо «текущий
день», а условие о счете времени, использованном до вручения нотиса, было бы исключено, то таймшит выглядел бы так.
Выгруженное количество груза 8564 т. Норма выгрузки 1000 т на погожий рабочий день. Положенное сталийное время 8 дн. 13 ч 32 мин. Выгрузка закончена 22 октября в 14.20.
Сумма диспача за 1 день 12 ч 42 мин по ставке 150 англ. ф. ст. в день составит 229 англ. ф. ст. 23 пенса.
в) Расчет сталийного времени по погрузке и выгрузке вместе (реверсибл).
Исходные данные для учета погрузки.
Диспач или демередж должен быть рассчитан в Читтагонге.