Фрахт — это плата перевозчику за доставку груза в порт назначения. В чартерных перевозках грузов иностранных фрахтователей ставка фрахта определяется при заключении чартера в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка, а в линейном сообщении — по линейным тарифам или по тарифам линейных фрахтовых конференции. Калькуляция фрахта исчисляется в зависимости от веса, меры, или стоимости груза. Судовладелец вправе избрать наиболее выгодный для себя способ расчета.
Если фрахт исчисляется в зависимости от меры, то основой для расчета являются внешние размеры. Грузоотправитель должен будет платить фрахт за незаполненное пространство в трюме (broken stowage), т. е. за место, не использованное для погрузки из-за груза с неровным очертанием. Исчисление фрахта со стоимости груза (ad valorem) означает, что грузы с разными ставками фрахта не должны быть упакованы вместе. Иначе перевозчик вправе исчислить фрахт со всего грузового места по высшей ставке. Статьи об оплате фрахта часто связаны с прочими платежами — оплата лоцманов, консульские сборы, налоги с фрахта и т. д. Если фрахтователи оплачивают грузовые работы, то это условие, как правило, фигурирует в статье об оплате фрахта. Когда же расходы по погрузке или выгрузке относятся на судовладельца, то это условие обычно формулируется отдельной статьей. В чартерах фрахт может быть выражен в денежных единицах одной страны, тогда как платеж предусмотрен в денежной единице другой страны. При таком решении брокер судовладельца при заключении чартера стремится включить условие о производстве платежа в рамках межправительственных валютных соглашений (если они существуют) и отнесении банковских расходов в связи с переводом валюты на фрахтователей. Если валюта оплаты фрахта отличается от валюты, в которой выражена фрахтовая ставка, то полезно иметь в чартере указание на фиксированный валютный курс для применения при оплате фрахта. От кого следует требовать уплаты фрахта? Конечно не от продавца или покупателя товара. Они участники другого юридически самостоятельного договора. Этот договор не имеет значения, когда речь идет о лице, ответственном за уплату фрахта перевозчику. Уплата фрахта составляет обязанность того лица, с кем перевозчик заключил договор фрахтования или договор перевозки груза по коносаменту. В первом случае это фрахтователь, во-втором — отправитель груза. Данная обязанность носит исключительно договорный характер. В этом отношении безразлично, кем был во время заключения договора фрахтователь или отправитель груза — собственником груза или груз по условиям коносамента подлежал выдаче грузоотправителю или его приказу, или иному, третьему, лицу. Иная позиция у грузополучателя. Он договора перевозки не заключал (кроме тех случаев, когда грузоотправитель заключил договор в качестве его агента). Несмотря на это обстоятельство, английское право позволяет перевозчику потребовать от грузополучателя уплату фрахта в следующих случаях: 1. Если грузополучатель указан в коносаменте в роли грузополучателя и коносамент индоссирован в его пользу, если грузополучатель приобрел право собственности на товар. Ответственность за уплату фрахта наступает лишь при совокупности этих трех условий. Основание такого решения дает ст. 1 Закона о коносаментах 1855 г. Поэтому банк, принимающий коносамент в качестве обеспечения кредита, или агент, принимающий товар для его собственника, обычно не являются ответственными за уплату фрахта; 2. Если грузополучатель принимает на себя обязательство уплатить фрахт. Такое обязательство может быть выведено из поведения грузополучателя по отношению к перевозчику. Например, агент собственника товара склонил капитана на выдачу ему товара. Тем самым перевозчик отказался от реализации своего права на удержание груза. В такой ситуации суд, по мнению английских правоведов, решит, что агент, (являясь грузополучателем) заключил новый договор с перевозчиком, в соответствии с которым он принял на себя обязанность уплатить фрахт. Как бумажный символ груза коносамент может неоднократно перепродаваться. Передаточная надпись (индоссамент) на оборотной стороне коносамента есть внешний знак такой перепродажи. Передаточная надпись удостоверяет переход прав по коносаменту от одного лица (индоссанта) в пользу другого лица (индоссатора). Последний несет обязанность оплатить фрахт. Она прекратится, если указанное лицо в свою очередь поступит аналогичным образом: посредством передаточной надписи перепродаст коносамент и передаст право собственности на груз лицу, в пользу которого он индоссирует коносамент. При этом понимается, что такая передача происходит во время нахождения груза в пути и до момента его выдачи. Индоссатор, несущий обязанность оплатить фрахт в силу закона, остается ответственным, если он перепродал груз, но удерживает у себя коносамент, либо если он передает коносамент посредством передаточной надписи (например, в качестве обеспечения), но сохраняет владение указанным грузом. В советском праве указание лица, обязанного уплатить перевозчику фрахт, содержится в ст. 154 КТМ. Она устанавливает, что «все причитающиеся перевозчику платежи уплачиваются отправителем (фрахтователем). В случаях, предусмотренных соглашением отправителя (фрахтователя) с перевозчиком… допускается перевод платежей на получателя». Во взаимоотношениях между советскими организациями положение ст. 154 КТМ допустимо, если «иное не вытекает из главы VII настоящего Кодекса» (ст. 14 КТМ). А из этой главы следует, что при перевозках груза в заграничном сообщении плата за перевозку должна быть внесена в срок, установленный в издаваемых Министерством морского флота СССР правилах (ч. 2 ст. 110 КТМ). Следовательно, действующее законодательство не допускает перевод платежей на получателя во взаимоотношениях советских организаций. Во взаимоотношениях советского перевозчика с иностранными фрахтователями порядок уплаты фрахта определяется соглашением сторон. Им устанавливается: 1. Полная уплата фрахта в порту отправления. При таком условии фрахт часто уплачивается одновременно с подписанием коносаментов. Это дает капитану судна возможность задержать выдачу коносаментов при нарушении фрахтователем срока платежа фрахта. Встречаются и такие условия в чартере, согласно которым фрахт должен быть уплачен в порту отправления через определенное число дней после подписания коносаментов или через определенное число часов после завершения погрузки и выдачи коносаментов. Так, по условию чартера «Фертивой 88» (п. 20) фрахт уплачивается через 72 часа после завершения погрузки и выдачи коносаментов. Полная сумма фрахта считается заработанной за отгрузку (п. 20 чартера «Фертивой»), фрахт полностью оплачивается авансом при передаче подписанных коносаментов (условие А чартера «Норгрейн-89). Эти и аналогичные формулировки предусматривают, что фрахт зарабатывается и выплачивается независимо от доставки груза. На фрахтователя ложатся риски, связанные с фрахтом. 2. Частичная оплата перевозки в порту отправления может сочетаться с уплатой фрахта в порту назначения. В чартере закрепляется соглашение сторон, какая часть фрахта уплачивается в порту отправления (30, 40, 60% и т. п.) и какая — в порту назначения. 3. Уплата фрахта в порту назначения. Советские юристы отмечали большое разнообразие оттенков этого условия. В зависимости от момента, когда фрахт должен быть уплачен, можно говорить о нескольких вариантах этого условия: а) фрахт подлежит уплате полностью или частично сразу же по прибытии судна в порт назначения (см., например, п. 11 чартера «Интертанквой», п. 15 чартера «Пропкон», п. 6 чартера «Совконраунд»); б) право на получение всего фрахта или его обусловленной части возникает после того, как начата выгрузка. Так, согласно п. 5 чартера «Блэксивуд» 80% фрахта должны быть уплачены, как только начата выгрузка, остальная часть фрахта подлежит уплате по окончании выгрузки и представлении судовладельцем сертификата, подтверждающего количество груза, и стейтмента;в) выплата фрахта производится по мере выгрузки, одновременно с ней, т. е. после выгрузки части груза фрахтовщику выплачивается фрахт пропорционально выгруженному грузу (п. 2 чартера «Сканкон», п. 5 чартера «Остуит», п. 5 чартера «Острал» и др.). В некоторых стандартных проформах чартеров это условие сформулировано иначе — для уплаты фрахта по частям в процессе выгрузки нужно, чтобы фрахтовщик (капитан судна) потребовал этого (чартеры «Зернокон» (п. 22), «Болтпалп» (п, 4), «Балткон» (п. 2), «Неткоул» (п. 2) и др.). Если же такое требование не заявлено, грузовладелец обязан выплатить фрахт лишь после передачи ему груза; г) грузовладелец обязан уплатить фрахт или часть его по окончании выгрузки. Так, по условиям чартеров «Конкордвои» (п. 7), «Бипи-вои» (п. 7), «Кэнадавуд» (п. 2), «Боукемвуд» фрахт в полном размере уплачивается после того, как выгрузка закончена. В соответствии с чартером «Мурмапатит» (п. 2) и «Соворкон» (п. 2) 90% фрахта подлежит уплате по окончании выгрузки, остаток — по представлении фрахтователю (получателю) сертификата, подтверждающего количество груза; д) фрахт должен быть уплачен лишь после передачи груза получателю в месте назначения и оформления соответствующих документов (чартеры «Центрокон» (п. 20), «Бенакон» (п. 3), «Совьетор» (п. 2), «Оркон» (п. 3), «Эксонвой» (п. 2), «Мобилвой» (п. 2) и др.). Несоблюдение установленных сроков уплаты фрахта дает капитану право приостановить выгрузку и тем самым побудить плательщика фрахта выполнить лежащую на нем обязанность. Если часть фрахта или весь фрахт подлежат уплате в порту назначения, то в коносаменте следует указывать, какая часть фрахта не была уплачена в порту отправления, а также где и кем будет исполнена другая часть обязательства. Если в чартере не упоминается время оплаты фрахта, то подразумевается, что оплата фрахта производится одновременно с выдачей груза. Применяемое в чартерах выражение «оплата фрахта производится одновременно с выдачей груза». Применяемое в чартерах выражение «оплата фрахта производится за тонну выданного груза» (freight paid ton by ton delivered) означает, что фрахтователь оплачивает фрахт ежесуточно за время разгрузки судна пропорционально выгруженному грузу. В целом ряде стандартных форм чартеров предусмотрено, что фрахт должен быть оплачен «без скидок после выдачи груза…» (п. 1 чартера «Дженкон», п. 2 чартера «Сканкон», п. 4 чартера «Синако-мекс» ). Тем самым риск неплатежа фрахта лежит на судовладельце. Если груз был утерян при перевозке, то фрахт не уплачивается. При доставке груза фрахт выплачивается в полной сумме, даже если груз находится в поврежденном состоянии. Фрахтователь вправе потребовать от судовладельца возмещения ущерба. Однако при отсутствии в чартере четко выраженного условия фрахтователь не вправе уменьшать фрахт на сумму причиненного ущерба. В английском праве это правило существует с 1864 г. Попытка оспорить в 1972 г. это правило не принесла фрахтователям успеха (The Brede). В 1985 г. палатой лордов было принято решение, в соответствии с которым факт неплатежеспособности судовладельцев и аннулирование ими чартера непосредственно после отправки груза, не позволяет фрахтователям уменьшать фрахт на сумму убытков, понесенных из-за отказа от рейса. В указанном деле фрахт подлежал оплате в течение пяти дней после подписания коносаментов, но «считался заработанным после доставки груза» (The Dominique). Аванс фрахта (advance freight) — часть фрахта, вручаемая отправителем перевозчику в счет будущих платежей за достижение полезного результата — доставку груза в порт назначения. Служит доказательством заключения договора перевозки. При надлежащем исполнении договорного обязательства аванс фрахта засчитывается в счет окончательного платежа провозной платы (фрахта). Является ли предварительно уплаченная сумма авансом фрахта или нет — это определяется условиями договора перевозки и фактическими обстоятельствами взаимоотношений сторон. Особенность аванса фрахта — будучи уплаченным заранее, он возврату не подлежит. Возврат возможен лишь в случае, когда перевозчик намеренно способствовал гибели судна или груза. По обычаю из времен парусных судов капитаны требовали и получали аванс фрахта в порту погрузки для оплаты основных дисбурсментских расходов. В настоящее время многие судовладельцы считают удобнее, а порой и дешевле, самим перевести деньги для оплаты этих расходов.