Внедрение транспортно-технологических схем перевозок грузов укрупненными единицами (УГЕ) привело к изменению ряда общих принципов коммерческой практики морского судоходства, которые оказывают непосредственное влияние на технологию морских перевозок грузов. Это было вызвано особенностью средств укрупнения грузов (контейнеров, трейлеров, флетов и т. д.), обеспечивающих укрупнение отдельных грузовых единиц и защиту их от влияния внешней среды, а также приспособленностью УГЕ для доставки грузов различными видами транспорта от отправителя до потребителя без переформирования их в пунктах перевалки. Изменение ряда общих принципов коммерческой практики можно проследить на условиях договора морской перевозки, в качестве которого выступает, например, типовой советский линейный коносамент КЭ-2.4. Л. По условиям этого коносамента, если грузы затарены в контейнер и опломбированы грузоотправителем или лицом, им уполномоченным, то перевозчик не несет ответственности за недостачу или повреждение груза вследствие неправильной их укладки в контейнере. Перевозчик не отвечает за несоответствие контейнера роду груза и за функционирование специального оборудования, расположенного внутри контейнера, при условии, что эти контейнеры не были предоставлены грузоотправителю самим перевозчиком.
Перевозчик может затарить грузы в контейнер, трейлер или иное средство укрупнения для последующей перевозки, не ставя об этом в известность грузоотправителя.
Перевозчик имеет право при приемке грузов и в процессе перевозки вскрыть контейнер для проверки содержимого. Если в момент осмотра будет обнаружено, что весь груз (или часть его) не может быть безопасно или сохранно доставлен в порт назначения, то перевозчик имеет право отказаться от дальнейшей перевозки данного груза или потребовать от грузовладельца оплаты дополнительных расходов, которые необходимо сделать для обеспечения сохранной и безопасной перевозки.
Перевозчик имеет право перевозить контейнеры на верхней палубе без согласия грузоотправителя, если контейнер имеет герметическое закрытие. В этом случае грузы приравниваются к грузам, перевозимым в
подпалубном пространстве, и на них распространяются условия коносамента, а также правила относительно
ответственности и расчета убытков по общей аварии.
Грузовладелец оплачивает расходы и убытки, понесенные перевозчиком, которые возникли вследствие
небрежной укладки груза в контейнере или другом средстве укрупнения; неисправности средств укрупнения или их несоответствия характеру груза при условии, что средство укрупнения не было предоставлено самим
перевозчиком и что указанное несоответствие или другие недостатки не могли быть обнаружены при должной
заботливости перевозчика во время погрузки груза; непригодности груза для перевозки в контейнере.
После того, как средства укрупнения, Принадлежащие судовладельцу, будут освобождены от перевозимого в них
груза, грузовладелец обязан доставить их в тот пункт, который обусловлен договором перевозки либо назначен
перевозчиком. Порожние контейнеры должны быть сданы перевозчику в исправном состоянии, зачищенными от остатков груза и в указанные сроки.
Контейнеры принимаются и сдаются по количеству штук с наружным осмотром и за пломбами первоначальных отправителей. В документах указываются номера и знаки оттисков пломб. При обнаружении технической неисправности средства укрупнения, отсутствии пломбы или неясного на ней оттиска передача производится с проверкой содержимого груза. Если обнаруженная техническая неисправность не может повлиять на сохранность груза, то передачу производят без проверки содержимого. На специализированных судах типа Ро-
Ро, кроме контейнеров, перевозят и другие средства укрупнения: трейлеры, роллтрейлеры, флеты и поддоны. Грузы на этих средствах укрупнения должны быть сформированы как единые грузовые места. Они должны быть
закреплены, а если возможно, то на них следует поставить контрольные ленты и пломбы. Моментом приема груза к перевозке считается въезд средства укрупнения или колесной техники на аппарель судна.
Грузы, сформированные на роллтрейлерах, не имеющих пломб, принимаются и сдаются по количеству роллтрейлеров с указанием количества мест на них за ответственностью судна при импортных перевозках и порта при экспортных перевозках.
Если перевозка укрупненных грузовых единиц осуществляется без растарки по схеме «от двери до двери»,
т. е. от склада отправителя до склада получателя, то такая смешанная перевозка груза различными видами
транспорта может быть осуществлена на основании коносамента смешанной перевозки (Combined Transport Pill of Lading) либо договора комбинированной перевозки (Combined Transport Document).
В отличие от сквозного коносамента, по которому каждый перевозчик несет ответственность за сроки доставки и
сохранность груза только на своем участке транспортной цепи, договор комбинированной перевозки предусматривает ответственность компании, выдавшей коносамент от своего имени, за организацию доставки
груза и за его сохранность на всем пути следования. В коносаменте комбинированной перевозки вместо термина «перевозчик» используется термин «оператор смешанной перевозки» (Combined Transport Operator).
Оператор несет ответственность за действия и упущения всех лиц, участвующих в выполнении договора
перевозки. Условия смешанной перевозки” применяются, когда в доставке груза принимают участие,
кроме морского, и другие виды транспорта, а пунктами отправления или получения груза не являются морские
порты.
Развитие смешанных перевозок привело к развитию целой сети и возрастанию роли транспортно-экспедиторских компаний, которые выступают в роли посредников между грузовладельцами и перевозчиками. По договору они принимают на себя обязанности по обслуживанию контейнерных перевозок и выполнению
всего комплекса вспомогательных операций, связанных с транспортным процессом. Перевозчик при договоре
смешанной перевозки «от двери до двери» выступает в качестве оператора и поэтому обеспечивает: получение в
портах груженых и порожних контейнеров или других средств укрупнения; оформление необходимых
транспортных документов для доставки груженых и порожних контейнеров или других средств укрупнения, а также необходимых транспортных документов для доставки контейнеров смежными видами транспорта; транспортировку груженых и порожних контейнеров между портами и складами грузовладельца и обратно; хранение груженых контейнеров в порту. Если договором предусмотрена перевозка «от причала до причала», то
перевозчик обязан: принять грузы на склады порта; обеспечить его хранение и загрузку в контейнеры; пломбировать загруженные контейнеры; выгрузить груз из контейнеров и хранить его до выдачи грузополучателю. Он заинтересован, чтобы агент (экспедитор) осуществлял ряд дополнительных функций, например: вел контроль за техническим состоянием средств укрупнения; следил за их ремонтом, зачисткой, специальной обработкой (фумигация, дезинфекция и т. д.); обеспечивал получение арендованных средств укрупнения от лизинговых организаций и сдачу их обратно; осуществлял статистический учет и контроль за их движением; розыск пропавших средств укрупнения, страхование и другие операции.
Транспортно-экспедиторское обслуживание средств укрупнения оформляется договором, в котором –
уточняются взаимные обязанности сторон поручителя и агента (экспедитора). В качестве экспедитора
может выступать агентская фирма, самостоятельная транспортно-экспедиторская или стивидорная компания.