Загрузка...

В чартерных перевозках принято часть фрахта платить заранее. Этот фрахт может быть либо авансом, либо оплатой в счет дисбурсментских расходов. Если фрахт является авансом, то при гибели судна или груза следствие морских опасностей он не возвращается. Если на на основании условий договора можно доказать совершение платежа в счет дисбурсментских и других расходов, тогда данный платеж нельзя рассматривать как аванс фрахта. В случае гибели судна, когда договором была предусмотрена оплата аванса фрахта, а последний не был уплачен до момента гибели судна, перевозчик вправе требовать от отправителя уплаты этой суммы. Есть достаточно простой способ определения, является ли фрахт авансом или нет. Когда отправитель страхует фрахт, значит это аванс фрахта. Когда страхование осуществляет судовладелец, то фрахт не является авансом. Типичное условие чартера об авансе фрахта: «Достаточное количество наличных денег (если потребуется) для оплаты обычных дисбурсментских расходов судна должно быть предоставлено грузоотправителями в качестве аванса в порту погрузки по существующему курсу против подписанных капитаном коносаментов за вычетом 3% в покрытие комиссионных расходов, банкового и страхового процентов, а остальная часть фрахта должна быть оплачена наличными после надлежащей сдачи груза» (чартер Си/Ор 7). Предварительно уплаченный фрахт (prepaid freight) — вся сумма фрахта вручаемая отправителем перевозчику до того, как он выполнит обусловленный договором перевозки результат — доставит груз в порт назначения. Условие о предварительном платеже фрахта оправдано, когда не- известно финансовое положение фрахтователей. Оно также справедливо по отношению к некоторой группе товаров, сделки с которыми связаны с разорительными убытками для отправителя груза (цена на копру в период с момента погрузки груза до момента его доставки может резко снизиться). К условию о предварительном платеже фрахта прибегают и в целях более быстрого получения фрахта наличными во время напряженного положения на фрахтовом рынке (как это было во время войны в Корее и Суэцкого кризиса, войны в Персидском заливе). Когда вся сумма фрахта выплачивается вперед, то перевозчик обычно экономит на страховании фрахта, который он предполагает получить за доставку груза в порт назначения. Ясно, что весь риск ложится на отправителя/фрахтователя. Характерная статья чартера о предварительно уплаченном фрахте гласит: «Фрахт должен считаться заработанным при подписании коносамента и должен быть полностью уплачен вперед не позже окончания погрузки по этому чартеру в долларах в Нью-Йорке на счет… в… банке. Скидки с этого фрахта не производятся и фрахт не возвращается независимо от того, погибло судно и/или груз или нет». Условия коносаментов о предварительно уплаченном фрахте весьма разнообразны. Довольно типичен следующий текст: «Фрахт и добавка к фрахту, если таковая предусматривается, подлежит уплате грузоотправителем, полностью без скидки и снижения в порту погрузки независимо от того, погибли или не погибли судно или груз». Фрахт причитается и является заработанным при наступлении обусловленного участниками договора факта. Например, погрузки груза, подписания коносамента и т. д. Право перевозчика требовать уплаты фрахта не затрагивается последующей гибелью груза. Перевозчик вправе удержать полную сумму предварительно уплаченного фрахта и даже требовать его от фрахтователя через суд, если такой фрахт по той или иной причине не был уплачен. Вышеизложенное не применимо в следующих случаях и перевозчик обязан возвратить предварительно уплаченный фрахт: а) в случае, если судно не заработало фрахт и никогда не приступало к тому, чтобы заработать его (например, не выходило в рейс); б) в случае потери груза, наступившей до того, как возникло право на аванс фрахта; в) в случае потери груза в результате иного события, чем риски, по которым перевозчик не несет ответственности. В коносаменте может отсутствовать указание о моменте уплаты аванса фрахта. Тогда подразумевается, что он должен быть оплачен до отплытия судна. Риск в отношении предварительно оплаченного фрахта несет грузоотправитель. Он имеет в нем страховой интерес и может застраховать его. Слова «предварительно оплачивается фрахт (freight prepayable)» или «предварительно должен быть оплачен фрахт (freight to be prepayable)», или иные слова аналогичного значения, если они имеются в коносаменте, не признаются доказательством оплаты фрахта. Позиция банка аналогична. Мертвый фрахт (dead freight) — фрахт за непогруженное или недогруженное против указанного в договоре перевозки количества груза, которое фрахтователь обязан был предъявить к перевозке. Фактически это оплата за использованную грузоподъемность или грузовместимость судна: по договору на судне бронировалось место для определенного количества груза, а отправитель не смог предоставить груз или не обеспечил доставку всего согласованного количества груза. Перевозчику подчас выгодно использовать зафрахтованные помещения (предназначавшиеся для размещения груза отправителя, нарушившего договор) для перевозки грузов других отправителей. В таком случае перевозчик должен вычесть полученный фрахт при предъявлении требования о возмещении убытка. Предмет требования —разница между обусловленным и фактически заработанным фрахтом. Например, когда перевозчик был вынужден принять груз для перевозки по более низкой ставке фрахта. Перевозчик не вправе улучшать свое финансовое положение путем получения фрахта сверх того действительного фрахта, который он бы заработал при перевозке обусловленного груза. Поэтому фрахт рассчитывается по согласованным ставкам применительно к тому количеству груза, которое требовалось перевезти, но в действительности оказалось не перевезенным. При этом вычитаются все расходы, которые должен был бы понести судовладелец при перевозке этих грузов. Твердая сумма фрахта (lump sum freight). Ранее указывалось, что размер фрахта обычно устанавливается в зависимости от веса, меры или стоимости. Однако грузоотправитель может договариваться об уплате твердой суммы в качестве фрахта за пользование всем судном либо части его. Размер фрахта является фиксированным и неизменным. При готовности перевозчика исполнить свои договорные обязанности, такой фрахт подлежит уплате независимо от того, как используется грузоотправителем помещение — полностью или частично, или совсем не используется. При отсутствии иного соглашения вся фиксированная сумма фрахта подлежит уплате. Даже в том случае, если перевозчик доставил в порт назначения лишь часть погруженного груза, а остальная его часть погибла. Распространена точка зрения, что перевозчик не вправе требовать указанный фрахт, когда он оказался не в состоянии доставить по крайней мере часть груза. Когда груз доставлен неполностью, получатель вправе требовать возмещения стоимости недостачи. Но не вправе отказываться платить фрахт. Оплата такого фрахта должна быть произведена независимо от количества доставленного груза. Такого рода фрахт встречается при перевозках по чартеру, когда грузоотправитель не имеет точного представления о количестве или роде подлежащего отправке груза. Поэтому фрахтуется судно с уплатой фрахта за общую грузоподъемность/грузовместимость судна, независимо от фактически принятого груза. В таких случаях трудно рассчитать стоимость погрузки и выгрузки. Твердая сумма фрахта взимается с условием, что стоимость погрузки и выгрузки оплачивается фрахтователем (ФИО). Обратный фрахт (back freight) — фрахт в случае перевозки погруженного груза в соответствии с инструкциями грузоотправителя или в его интересе к иному месту, чем порт назначения. Нередки случаи, когда грузоотправитель- продавец по договору купли-продажи товара из-за той или иной причины не получил покупной цены товара. В этой связи он решает реализовать свое право на остановку товара в пути (right of stoppage in transit) и дает перевозчику указание о доставке груза в иной порт, чем указанный первоначально в коносаменте. Дополнительная сумма фрахта идет за счет грузоотправителя. Случается, что перевозчик получает указание грузоотправителя доставить груз в место, расположенное ближе первоначально указанного в коносаменте порта. На грузоотправителе лежит обязанность уплатить полную сумму первоначально обусловленного фрахта в качестве возмещения ущерба. Позиция английского суда достаточно логична: дав указание об остановке товара в пути, грузоотправитель нарушил договор морской перевозки груза, заключенный с перевозчиком, и воспрепятствовал последнему заработать фрахт. Когда капитан в интересах грузоотправителя сочтет целесообразным перевозку груза в иной порт назначения, чем предусмотренный коносаментом (например, из-за забастовки), грузоотправитель обязан уплатить дополнительный фрахт в качестве обратного фрахта. Пропорциональная часть фрахта (pro rata freight). Судовладелец, как правило, не вправе требовать оплаты фрахта пропорционально части выполненного рейса. Если получатель был уведомлен о том, что судно закончит рейс недалеко от порта назначения, и согласился с судовладельцем на получение своего груза в промежуточном порту, то в таком случае возможна оплата фрахта пропорционально завершенной части рейса. Короче, этот фрахт подлежит уплате в исключительных случаях: когда участники договора перевозки груза заключили новый договор о доставке груза в промежуточный порт, а не в коносаментный порт назначения. Трудности возникают, когда такого договора нет в наличии, а приходится выводить его из обстоятельств, говорящих о том, что грузоотправитель имеет право потребовать доставки груза к первоначально обусловленному месту. Грузоотправитель не обязан платить пропорциональную часть фрахта, если перевозчик оставил груз в промежуточном порту назначения и не желает или не в состоянии перевезти его в порт назначения. С другой стороны, перевозчик имеет право на пропорциональную часть фрахта, если он погрузил лишь часть обусловленного груза либо доставил только часть полностью погруженного груза по той причине, что доставка остального груза оказалась невозможной из-за наступления обязательств, за которые перевозчик ответственности не несет. Надбавка к фрахту (primage) и скидки с фрахта (rebate). Первоначально термин «надбавка» к фрахту обозначал небольшую сумму, которую отправитель платил капитану как возмещение за проявленную заботливость и внимание к грузу в период всего рейса. Сегодня такая практика не является обычной. В наши дни «надбавка к фрахту» означает по словам зарубежных авторитетов торгового права «едва ли что-либо большее, чем определенный процент, добавляемый к фрахту и подлежащий уплате перевозчику». При взимании такой добавки размер ее обычно равен 10% чистого фрахта. Ставка фрахта обычно применяется к одному порту погрузки и к одному порту выгрузки. Договором может быть предусмотрено право фрахтователя произвести погрузку или выгрузку в нескольких портах. За это взимается соответствующая надбавка к фрахту. Она применяется также за пользование грузовыми устройствами судна, за реализацию фрахтователем права заменить один груз на другой или уменьшить нормы погрузки или выгрузки и т. п. Иногда термин «надбавка к фрахту» употребляется для обозначения скидки с фрахта, уплачиваемой грузоотправителю в соответствии с практикой линейных фрахтовых конференций. Скидка с фрахта. Перевозка насыпных, навалочных грузов связана с расхождением между весом погруженного груза (указанного в коносаменте) и фактическим весом доставленного груза в порт выгрузки. Обычно вес выгруженного груза меньше веса погруженного груза. Причина потери — испарение содержащейся в грузе влаги, рассыпание и выдувание груза во время грузовых операций (фосфаты, руда, сера, уголь). Если по условиям договора перевозки должен быть определен вес такого груза, то весовые потери во время транспортировки в пути или во время грузовых операций нежелательны: под угрозой окажется оплата фрахта. Он платится за действительное количество груза, полученное держателем коносамента. Но взвешивание груза может быть затруднительным либо дорогим мероприятием, либо снизит скорость грузовых работ при выгрузке. А это затронет интересы судовладельца и получателя груза: первый потеряет время, второй — диспач. Обе стороны идут на компромисс. Фрахтователь получает скидку с фрахта, рассчитанного по коносаментному весу, если судо- владелец предпочитает не взвешивать груз. Судовладелец может выбирать между взвешиванием груза и скидкой. Чаще всего он предпочитает скидку с фрахта. Наглядный пример — статья чартера «Фосфо»: «фрахтователи вправе оплатить фрахт по сданному количеству груза, полученному на основании взвешивания или измерения осадки лихтеров, или фрахт по коносаментному количеству со скидкой в размере 1%, о чем должно быть объявлено до открытия трюмов». При перевозке грузов, обладающих высокой гигроскопичностью, статью о фрахте иногда связывают с условием о скидке с фрахта за излишнее количество влаги, впитанное грузом из атмосферы в период рейса. Разница рассчитывается после сравнения запечатанных образцов груза, взятых в порту погрузки и порту выгрузки. Фрахтователи стремятся оградить себя от оплаты дополнительного фрахта. Иллюстрацией тому служит статья чартера «Фосфо»: «Груз должен быть перевезен сухим и при расчете фрахта делается скидка на воду по той части груза, которая подмочена во время рейса». Фрахт уплачен в порту погрузки (freight prepaid) и фрахт подлежит уплате грузополучателем в порту назначения (freight collect). В договорах купли-продажи товара на базе СИФ в обязанность продавца входит заключение договора перевозки груза, получение от перевозчика коносаментов и предъявление их покупателю. Понятно, что цена товара включает в себя фрахтовую составляющую. Услуги перевозчика могут возмещаться по-разному. Либо продавцом в форме «предварительно уплачиваемого фрахта», либо покупателем по прибытию груза. В последнем случае продавец должен фактически предоставить покупателю кредит для оплаты фрахта (путем удержания фрахтовой составляющей из фактурной цены). Выбор варианта зависит от найденного решения участников договора купли-продажи товара. Когда применяется первый вариант, то продавец обеспечивает предоставление покупателю коносаментов с отметкой «freight prepaid», когда применяется второй вариант — предоставляются коносаменты с отметкой «freight collect», т. е. фрахт должен быть уплачен перевозчику в порту выгрузки получателем груза. В качестве получателя может действовать либо сам покупатель, либо его субпокупатели. Последствия принятия указанных решений весьма значительны. Применение отметки «freight collect» означает, что обязанность получателя груза (покупателя) уплатить фрахт перевозчику обусловлена прибытием груза. Последствия применения отметки «freight prepaid» рассматривались на стр. 95 настоящей работы. В чартерах имеется условие о прекращении ответственности фрахтователя (cesser clause), согласно которому он освобождается от ответственности перед перевозчиком с момента выполнения своей обязанности по погрузке и уплаты аванса фрахта. Перевозчик в свою очередь приобретает право на удержание груза (lien) в обеспечение фрахта, подлежащего уплате при доставке груза (но не аванса фрахта), мертвого фрахта либо фрахта, подлежащего уплате после доставки груза. Остановка груза в пути (stoppage in transit). Перевозчик может воспользоваться этим средством, если фрахт не оплачен или если фрахт следовало уплатить в течение определенного периода до сдачи груза: Перевозчик может дать указание капитану задержать или возвратить груз. Когда фрахт и расходы были уплачены отправителем груза, а тот, в свою очередь, не получил их от получателя груза (из-за его отказа, неплатежеспособности, банкротства), то отправитель просит перевозчика остановить или вернуть ему груз. В таком случае с отправителя будет взыскан обратный фрахт.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий

www.adanaescortayca.com - www.adanaescortnehir.com - www.adanaescortderin.com - www.adanaescortgonca.com - Alanya escort - Redwin -
Betboo
-

İmajbet

- Matbet giriş - Casinomavi - Grandbetting -

bahis oyna

- queenbetgiris.comwww.adanaescortayca.com - www.adanaescortnehir.com - www.adanaescortderin.com - www.adanaescortgonca.com - Alanya escort - Redwin -
Betboo
-

İmajbet

- Matbet giriş - Casinomavi - Grandbetting -

bahis oyna

- queenbetgiris.com