Организация управления морским транспортом осуществляется по схеме министерство—государственное хозрасчетное объединение—пароходство-судно.
Центральным органом управления и координации работы всех подразделений министерства, в реализации мероприятий, направленных на выполнение утвержденных производственных планов.
В области коммерческой работы министерство:
- разрабатывает условия и правила перевозки грузов и пассажиров;
- заключает генеральные соглашения с другими министерствами и ведомствами на перевозку и переработку грузов;
- разрабатывает, оформляет, вводит в действие тарифы и сборы, условия применения их;
- руководит коммерческой работой государственных хозрасчетных объединений, а через них—коммерческой работой пароходств.
Как центральный орган государственного управления морским флотом ММФ несет ответственность за состояние и дальнейшее развитие морского транспорта, за его техническую, коммерческую эксплуатацию, за наиболее полное удовлетворение потребностей страны в морских перевозках грузов и пассажиров, за соблюдение международных соглашений, норм и законов СССР, относящихся к торговому мореплаванию, и др. В состав ММФ входят Государственные хозрасчетные объединения морского транспорта—«Севзапфлот», «Южфлот», «Даль флот». Основными производственными подразделениями морского транспорта, входящими в состав указанных объединений, являются пароходства. В «Севзапфлот» входят пароходства—Балтийское, Мурманское, Северное, Латвийское, Эстонское и Литовское; «Южфлот»—Черноморское, Азовское, Новороссийское, Грузинское, Советское Дунайское, Каспийское и Среднеазиатское; «Дальфлот»—Дальневосточное, Приморское, Сахалинское, Камчатское и Северо-Восточное Управление морского флота.
На государственные хозрасчетные объединения возлагается непосредственное руководство хозяйственной и эксплуатационной деятельностью подчиненных им пароходств.
Главными задачами объединений являются:
- обеспечение развития хозяйства морского транспорта бассейнов;
- обеспечение роста производительности труда;
- руководство эксплуатационной, коммерческой деятельностью пароходств;
- обеспечение перевозок и перевалки грузов при минимальных затратах общественного труда;
- повышение эффективности и рентабельности работы пароходств.
Коммерческая и хозяйственная деятельность объединений включает в себя:
- комплексное разрешение конкретных задач при выполнении плановых перевозок совместно с клиентурой, внешнеторговыми организациями и другими видами транспорта;
- составление, согласование и утверждение графика расстановки и движения флота, плана завоза и вывоза грузов по портам отдельных бассейнов;
- разработку и введение в действие мероприятий по улучшению коммерческой и эксплуатационной деятельности пароходств;
- ведение коммерческих, финансово-валютных расчетов, статистического учета;
- составление отчетов, рассмотрение и утверждение отчетов и балансов предприятий и организаций, входящих в состав объединений.
Объединения производят необходимое координирование, целесообразно распределяют объемы перевозок и переработки грузов и оперативно маневрируют тоннажем с учетом состава флота и загрузки портов бассейна. Объединения действуют на основе хозяйственного расчета.
Пароходство является комплексной организацией морского транспорта, действующей на началах хозяйственного расчета, пользующейся правами юридического лица, имеющей самостоятельный баланс и счета в банках. Пароходство является основным производственным предприятием, в состав которого входят морские порты, судоремонтные предприятия, экспедиционный отряд аварийно-спасательных судоподъемных и подводно-технических работ (АСПТР) и другие предприятия. Эксплуатационная и коммерческая деятельность в пароходстве и портах осуществляется входящими в состав управления пароходства и порта эксплуатационными и коммерческими службами и отделами.
Основными задачами коммерческой службы пароходства являются:
- организация коммерческой работы на судах и в портах;
- разработка мероприятий по улучшению коммерческой работы, повышению рентабельности перевозок грузов;
- совершенствование и повышение качества приема, сдачи груза и сохранности перевозимых грузов;
- установление договорных взаимоотношений с клиентурой, другими видами транспорта по условиям перевозки грузов,разработка и согласование тарифов, условий перевозок грузов, аренды и буксировки судов;
- разработка и согласование условий норм обработки судов;
- контроль за сохранностью грузов при перевозке их на судах;
- производство ведомственных расследований случаев брака;
- рассмотрение и урегулирование претензий пароходства и клиентуры по нарушениям условий перевозок и др.
Взаимодействие коммерческой работы морского транспорта с МВТ, железнодорожным транспортом и клиентурой заключается в том, что при перевозке внешнеторговых грузов между пароходствами, морскими портами, железными дорогами и внешнеторговыми объединениями возникают довольно сложные взаимоотношения. Годовые планы перевозок грузов морским транспортом, железными дорогами и планы всесоюзных объединений МВТ должны быть между ними согласованы с учетом распределения грузопотоков по портам. Основные условия перевозки, перевалки и транспортно-экспедиторского обслуживания, а также взаимоотношения между участниками устанавливаются на основании заключаемых между ними генеральных, локальных договоров и узловых соглашений, а также на основании действующих отдельных нормативных актов, специальных законов.
Коммерческие взаимоотношения между ММФ, МВТ и железнодорожным транспортом выражаются в установлении условий:
- планирования и организации перевозок грузов;
- перевалки грузов в морских портах с железной дороги на море и обратно;
- транспортно-экспедиторского обслуживания грузов в портах и на железнодорожных станциях, примыкающих к портам;
- оплаты за перевозку, переработку, хранение грузов;
- оформления грузовой и другой документации;
- расчетов за произведенные операции и работы и др.