Развитие сотрудничества в международном торговом мореплавании немыслимо без подходящего юридического инструмента, с помощью которого можно разрешить разногласия и споры, возникающие время от времени между участниками тех или иных правоотношений. За защитой своего права заинтересованные лица могут обратиться в государственный суд или в арбитраж (третейский суд). В международном торговом мореплавании и в международной морской торговле заинтересованные лица предпочитают арбитраж.Легче добиться соглашения об арбитражном разбирательстве при заключении договора, чем при возникновении спора, т. к потерпевшая сторона обычно не имеет средств воздействия на другую сторону, чтобы та согласилась с арбитражным производством. Преимущества арбитража: арбитры обладают необходимой квалификацией и способны вынести беспристрастное решение; упрощенная арбитражная процедура позволяет завершить рассмотрение спора в более короткие сроки, чем в государственных судах; арбитражный процесс дешевле судебного. В большинстве государств законодательство не содержит каких либо ограничений для сторон, желающих передать свои споры в арбитраж. Исключение составляют споры, которые подлежат разрешению только судебными или иными органами. В СССР к числу таких споров относятся: а) споры, возникающие из договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном и воздушном сообщении; б) споры, связанные с расчетом по общей аварии на морском транспорте (диспаша); в) споры, возникающие из договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном и воздушном сообщении. Различаются два вида арбитража: постоянно действующие арбитражные центры (арбитражные суды, коллегии арбитров, арбитражные комиссии) и арбитраж, специально образуемый для рассмотрения отдельных споров — арбитраж. Арбитражи первого вида обычно создаются при торговых палатах или иных организациях, предоставляющих им необходимые технические услуги. Существуют специализированные арбитражи для разрешения споров, возникающих в сфере торгового мореплавания. Наиболее известные из таких арбитражей: 1. Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате СССР, г. Москва, СССР. 2. Морской третейский суд, г. Гамбург, ФРГ. 3. Общество морских арбитров, г. Нью-Йорк, США. 4. Арбитраж по морским делам, г. Лондон, Великобритания. 5. Морская арбитражная палата, г. Париж, Франция. 6. Международный третейский суд по делам морского и речного судоходства, г. Гдыня Польша. 7. Арбитраж Японской палаты по судоходству, г. Токио, Япония. 8. Арбитраж при Греческой палате по судоходству, г. Пирей, Греция. 9. Морская арбитражная комиссия при Китайском совете содействия международной торговле, г. Пекин, КНР. 10. Постоянный комитет по морскому арбитражу (создан в 1978 г. Международной торговой палатой и Международным морским комитетом), г. Париж, Франция. Специализируются на разрешении морских споров, но не представляют в организационном плане самостоятельного центра арбитражи при торговых палатах Югославии и Кубы. Рассмотрение споров в каждом из названных здесь арбитражей осуществляется в порядке, предусмотренном специальными регламентами. В СССР Морская арбитражная комиссия (МАК) была учреждена в 1930 г. Может рассматривать не любые гражданско-правовые споры, а только те из них, которые возникают в сфере торгового мореплавания. Перечень споров, подведомственных МАК, носит примерный характер. МАК, в частности, разрешает споры, вытекающие из отношений: 1) по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река-море); 2) по морской буксировке судов и иных плавучих объектов; 3) по морскому страхованию и перестрахованию; 4) по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, а также судов внутреннего плавания, если соответствующие операции связаны с плаванием таких судов по морским путям; 5) связанных с использованием судов для осуществления научных исследований, добычи полезных ископаемых, гидротехнических и иных работ; 6) по спасанию морских судов либо морским судном судна внутреннего плавания, а также по спасанию в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания; 7) связанных с подъемом затонувших в море судов и иного имущества; 8) связанных со столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также с причинением судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки и другим объектам; 9) связанным с причинением повреждений рыболовным сетям и другим орудиям лова, а также с иным причинением вреда при осуществлении морского рыболовного промысла. МАК разрешает также споры, возникающие с связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в случаях, здесь перечисленных. Рассмотрение спора в МАК не связано с каким-либо требованием к национальности истца или ответчика. В их числе могут быть исключительно советские лица, либо советские и иностранные лица, либо только иностранные лица. Юрисдикция МАК может быть определена: письменным соглашением сторон о передаче на ее разрешение уже возникшего или могущего возникнуть спора; конклюдентными действиями: предъявлением иска и совершением ответчиком действий, свидетельствующих о его добровольном подчинении юрисдикции МАК. Например, сообщением в ответ на запрос Комиссии о согласии подчиниться ее юрисдикции, предъявлением своего объяснения по иску. В случае передачи в государственный суд спора, подведомственного МАК на основании арбитражного соглашения, судебное производство подлежит прекращению как по просьбе стороны, так и по инициативе суда. Советский закон предписывает государственному суду по собственной инициативе отказаться от рассмотрения такого спора. Так, в Основах гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик предусмотрено, что судья отказывает в принятии искового заявления (ст. 31), а суд "прекращает производство по делу» (ст. 41), если между сторонами заключен договор о передаче спора на разрешение третейского суда. Советский закон признает принцип автономии воли сторон. Согласно этому принципу спорящие стороны вправе договориться о подчинении своих отношений праву определенной страны. Процессуальные вопросы, не нашедшие своего решения в регламенте МАК, решаются по свободному усмотрению арбитров. Нормы гражданского процессуального права не применяются. Арбитром по спору является лицо, внесенное в список арбитров МАК. В него включаются специалисты, обладающие знанием и опытом, необходимым для решения споров, входящих в компетенцию МАК. Арбитры не являются представителями спорящих сторон. По требованию любой из спорящих сторон арбитр может быть отведен. При разрешении споров могут быть привлечены эксперты. Широко используется институт представительства. Представителями могут быть как иностранные, так и советские граждане и организации. Разбирательство дела проходит в открытом заседании. По просьбе сторон к участию в арбитражном производстве могут быть привлечены третьи лица, если с этим согласны как другая сторона, так и сами третьи лица. На любой стадии разбирательства в МАК до объявления резолютивной части решения стороны вправе заключить миролюбивое соглашение. МАК выносит мотивированное решение по делу. Решение излагается в письменной форме. Размер арбитражного сбора определяется в пределах до 2% от суммы иска. В месячный срок со дня вынесения МАК решения любая сторона вправе подать на это решение в Верховный Суд СССР жалобу, а генеральный прокурор СССР или его заместители — принести протест. Исполнение в СССР решений МАК производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
- Оформление морских происшествий неаварийного характера
- Морское судоходство до учреждения ООН