Необходимость международного сотрудничества в морском судоходстве была общепризнанной в течение столетий. Всегда признавалось право судов искать убежище от шторма в иностранных портах, а также обязанность моряков идти на помощь терпящим бедствие судам, не взирая на их национальность. Но только к XIX столетию потребность формализации древних морских обычаев и перевода их на правовую основу стала насущной общественной проблемой.
Это обусловливалось несколькими причинами – резким ростом объема мировой торговли и развитием морского судоходства, последовавшими за промышленной революцией; рост пассажирских перевозок, в основном, на маршрутах Европа – Сев. Америка, Европа – Австралия, а также и между другими странами; внедрение и развитие судовых паровых машин, что обеспечило большую предсказуемость и надежность морских переходов; серия крупных морских катастроф с большими человеческими жертвами и материальным ущербом и, наконец, деятельность ряда филантропов, которые пробудили общественный и политический интерес к проблемам безопасности судоходства.
Вначале предприятие международного действия зависело от инициативы одной или двух стран. В этом отношении инициатором обычно выступала Великобритания, которая в течение XIX века доминировала и в мировой торговле и в морском судоходстве. Когда Великобритания, в 1854 году ввела у себя новую систему обмера судов, другие морские страны просто переняли ее для себя, хотя зачастую с различными отклонениями. В 1863 году Великобритания и Франция ввели в действие согласованные правила предотвращения столкновений судов в море и через несколько лет их стали использовать многие другие морские государства.
В некоторых случаях необходимость в международном сотрудничестве была настолько важной и очевидной, что обусловливала создание постоянно действующих организаций. Так, например, изобретение телеграфа революционировало коммуникабельность и привело к созданию в 1865 году Международного телеграфного союза (ныне Международный союз электросвязи).
В 1873 году была учреждена Международная (ныне Всемирная) метеорологическая организация, а годом позже – Всемирный почтовый союз.
В свете наблюдавшихся тенденций в деле сотрудничества между нациями казалось логичным создание подобного органа для регулирования морского судоходства, по праву являющегося одной из старейших интернациональных отраслей человеческой деятельности и которое к концу XIX века приобрело еще более важное всемирное значение. В 1889 году в столице США Вашингтоне состоялась международная морская конференция. В повестке дня конференции содержалось предложение об учреждении постоянной международной организации, которая занималась бы вопросами мореплавания. Это предложение было добросовестно рассмотрено и решительно отвергнуто. Конференция заявила, что “…в настоящее время создание постоянно действующей международной морской комиссии не является целесообразным”.
Главной причиной отказа (хотя это и не было высказано прямо) было то, что к этому времени судоходная индустрия была сосредоточена в руках нескольких мощных стран, которые имели огромную заинтересованность, как в торговле, так и в самом мореплавании, и которые с подозрением относились к любым попыткам контроля их деятельности в этой области и ограничения коммерческой свободы. Эта подозрительность продержалась, по существу, до середины нашего столетия.
Необходимость предпринятая международного действия признавалась и в отношении других общечеловеческих проблем. Во второй половине 19 века целая серия опасных эпидемий (таких как холера) быстро распространялись по всему свету, чему в большой степени способствовало расширение мировой торговли. Эпидемии не признавали никаких границ; ряд международных конференций, созванных для обсуждения вопросов борьбы с эпидемиями, пришли к заключению, что решение должно быть предпринято на глобальном уровне. Это привело к тому, что в 1903 году было достигнуто соглашение в отношении карантинных служб, дезинфекции судов и других мероприятий, направленных на предотвращение распространения опасных заболеваний. Несмотря на провал попытки создания Международного морского бюро на первой Международной морской конференции, идея расширения международного сотрудничества в области мореплавания не исчезла. На море периодически происходили несчастья (как, например, гибель “Титаника” в 1912 году), которые вскрывали неадекватность действовавших стандартов безопасности и обусловливали необходимость совместных международных действий. Приходило повсеместное понимание того, что меры по безопасности должны предприниматься всем морским сообществом, поскольку введение жестких требований одной страной для своих судов неизбежно повлекло бы за собой увеличение для нее стоимости морских перевозок и поставило бы флот этой страны в невыгодное положение по сравнению с конкурентами.
Уже в 1914 году была созвана в Лондоне Вторая Международная морская конференция, на которой была принята Конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS). Вопрос создания Международного морского бюро на ней не поднимался.
В силу SOLAS должна была вступить в 1915 г., но помешала первая мировая война. После ее окончания была создана в 1919 г. Лига Наций.
В рамках Лиги Наций был организован консультативный и технический комитет по транспорту и транзиту, который сосредоточился на проблемах морского и автодорожного транспорта.
В 1927 году создана Организация по связи и транзиту.
В 1920-1930 годах учреждение Лиги Наций одобрило тех, кто стоял за идею создания постоянно действующего морского органа, однако и в этот раз ничего не было реализовано. Международная организация труда учредила Объединенную морскую комиссию; в 1921 году было организовано Международное гидрографическое бюро. Созывались конференции, создавались и распадались различные комиссии и рабочие группы, однако судоходный мир все еще препятствовал созданию постоянно действующего форума.
Между Первой и Второй Мировыми войнами Международным сообществом предпринимались усилия по выработке технических стандартов для обеспечения безопасности мореплавания. Так в 1929 году на Международной конференции в Лондоне была принята пересмотренная Конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS), но в силу не вступила.
В 1930 году Лигой Наций были приняты соглашения о морских сигналах и маяках, находящихся не на своих штатных местах. В 1933 году Лига Наций приняла соглашение об унифицированной системе морских буё в. Начавшаяся Вторая Мировая война прервала этот процесс, однако выявила необходимость в Международном сотрудничестве уже в иной области. В 1942 году был образован Объединенный Совет по регулированию судоходства. Хотя этот Совет был создан как двухсторонний орган США и Великобритании, было согласовано, что его члены будут советоваться с представителями СССР, Китая и других союзников в целях обеспечения более эффективного использования объединенных ресурсов для морских перевозок.
В 1944 году представителями восьми государств были созданы Объединенный морской Совет и Объединенный морской Исполнительный Совет. В 1946 г. на основе их был создан Объединенный морской Консультативный Совет для выработки морской политики. Этому Совету предстояло сыграть определенную роль в создании Межправительственной морской Консультативной Организации (ММКО).