Под тарифом морского транспорта СССР понимается система плат за перевозку грузов, буксировку плотов, судов и других плавучих объектов, сборы и платы за дополнительные операции при перевозке, перевалке, хранении грузов и правила исчисления этих плат и сборов. Тарифы подразделяются в зависимости от объема применения:
основные, применяемые ко всем перевозкам; исключительные, применяемые к некоторым грузам в отдельные периоды времени, для определенных участков пути или районов;
местные, устанавливаемые на основании особого положения, применяемые только при перевозках судами портофлота на договорных с клиентом условиях;
и вида плавания:
тарифы малого каботажа, применяемые к перевозкам между морскими портами СССР одного моря;
тарифы большого каботажа, применяемые к перевозкам между морскими портами СССР разных морей;
тарифы на перевозку экспортных и импортных грузов, применяемые к перевозкам от портов СССР до иностранных портов и обратно.
При установлении ставок тарифов за основание принимают себестоимость перевозок с добавлением устанавливаемого процента накопления на расширение производства. Ставки тарифов дифференцируются по родам грузов, расстояниям и направлениям перевозок, по району плавания. Морской торговый флот Союза ССР обеспечивает перевозки советских внешнеторговых грузов и выполняет значительные перевозки грузов иностранных фрахтователей Советские суда в загранплаваний перевозят: экспортные грузы, проданные на условиях СИФ. Суда фрахтуются советскими внешнеторговыми организациями. Фрахт выплачивается в большинстве случаев непосредственно продавцу (советской внешнеторговой организацией), а последний оплачивает перевозчику по действующим тарифам перевозку экспортных и импортных грузов (Прейскурант № 1103). При перевозках экспортных пиломатериалов на порты Великобритании и Голландии фрахт взыскивается с грузополучателей непосредственно перевозчиком через своих агентов; импортные грузы, проданные на условиях ФОБ. Суда фрахтуются советскими внешнеторговыми организациями. Оплата за перевозку производится по действующим тарифам (Прейскурант № 1103);
экспортные грузы, проданные на условиях ФОБ, импортные грузы, купленные на условиях СИФ, и иностранные внешнеторговые грузы. Суда фрахтуются иностранными фрахтователями на общих для мирового рынка условиях. Оплата за перевозку производится по ценам фрахтового рынка.
Тарифы на перевозки экспортных и импортных грузов морским транспортом (Прейскурант № 1103) введены в действие 1 января 1966 г. Они существенно отличаются от ранее действовавших тарифов. В основу новых тарифов положены средние мировые цены, действовавшие в период разработки этих тарифов на отдельных направлениях, и базисные размеры тоннажа. Эти тарифы установлены ММФ по согласованию с МВТ и другими заинтересованными министерствами, утверждены Госпланом СССР и опубликованы в виде Прейскуранта № 1103.
Тарифы на перевозки импортных и экспортных грузов морским транспортом распространяются на перевозки экспортных и импортных грузов от портов Союза ССР до иностранных портов и обратно, на перевозки между иностранными портами и применяются только для расчетов между пароходствами ММФ и объединениями МВТ и другими советскими организациями (между В/О «Совфрахт» и объединениями МВТ, а также другими советскими организациями по иностранным нелинейным судам, зафрахтованным В/О «Совфрахт»). Они не распространяются на перевозки грузов на иностранных и линейных судах, а также на судах, работающих на совместных советско-иностранных линиях, где для расчетов применяются тарифы указанных иностранных и совместных линий.
Тарифы на перевозки экспортных и импортных грузов содержат следующие части.
Основные условия применения тарифов
Все тарифные ставки исчислены на условиях ФИО с оплатой за счет судна налогов на фрахт и сборов за проход каналов, Однако если по условиям договора купли-продажи на Всесоюзные внешнеторговые объединения возлагается выгрузка экспортных и погрузка импортных грузов, то судно обязано нанимать в иностранных портах стивидоров для производства грузовых операций, получая за это дополнительную плату, указанную в разделе «Номенклатура и классификация грузов». Все ставки в расчетных таблицах тарифов (кроме таблиц на перевозки лесных грузов) установлены на базисные размеры тоннажа: для сухогрузных судов летним дедвейтом от 9 тыс. до 10 тыс. т и для наливных— от 20 тыс. до 25 тыс. т. При перевозках на судах небазисных размеров применяются установленные надбавки и скидки. При перевозках на направлениях, не предусмотренных таблицами ставок тарифов, базисная ставка в действующем тарифе определяется в зависимости от расстояния и класса груза, на базисном размере тоннажа.
В основных условиях установлены надбавки к основным базисным ставкам тарифов:
за перевозку тяжеловесных, длинномерных и объемных грузов;
за перевозку сухогрузов и лесных грузов в два порта или из двух или более портов и за каждый дополнительный порт;
в целях обеспечения максимальной загрузки судов и компенсации судовладельцев за возможные убытки в результате недогруза судов установлены надбавки к тарифам за перевозки на советских судах, обслуживающих регулярные линии.
Линейные надбавки дифференцированы в зависимости от класса груза, размера его партии, географического направления данной линии и условий работы судов и портов; за перевозку средств транспортирования в неразобранном виде и другой техники на колесном и гусеничном ходу в зависимости от веса каждой единицы; за переадресовку экспортных грузов по требованию внешнеторговых организации; за перевозку грузов в установленные календарные сроки осенне-зимнего периода. Эта надбавка дифференцирована по морским бассейнам отдельно для сухогрузов, лесных грузов и наливных грузов. Необходимость этой надбавки вызвана дополнительными расходами в связи со значительным увеличением времени транспортного процесса из-за неблагоприятных навигационных, метеорологических и ледовых условий, уменьшения грузоподъемности судов в связи с изменением грузовой марки судна согласно международной конвенции. В расчетных таблицах ставок тарифа указаны базисные советские порты погрузки или выгрузки. За перевозку грузов из небазисных портов погрузки или выгрузки действующим тарифом в указанных расчетных таблицах предусмотрены надбавки или скидки к базисной ставке для отдельных бассейнов, для определенных портов. В таблицах ставок тарифа за перевозки экспортных и импортных сухогрузов из советских портов ив советские порты по основным бассейнам (Азово-Черноморскому, Балтийскому, Северному и Дальневосточному) указаны: базисные советские порты погрузки/выгрузки, номера рэнджей, один или группа иностранных портов, расположенных в одном рэндже, ставки в рублях и копейках за одну весовую метрическую тонну груза по десяти классам. Низшим классом является первый, а высшим — десятый. В примечаниях указаны скидки/надбавки к тарифу за перевозку из небазисных или в небазисные порты. Порядок таксировки провозных плат для сухогрузов состоит в следующем.
По таблицам ставок тарифа определяют базисную ставку тарифа за одну тонну;
к базисной ставке определяют скидки и надбавки, установленные основными условиями применения тарифов;
определив скидки и надбавки, определяют основную расчетную ставку за 1 т в установленном порядке, так как это имеет большое значение для получения окончательного размера расчетной ставки.
В основных условиях применения тарифов указано, что при расчете провозной платы определяют базисную ставку тарифа, к этой ставке применяют скидки и надбавки за небазисный советский порт погрузки или выгрузки, затем за небазисный размер тоннажа. К полученной «базисной ставке с поправками» применяют надбавки за тяжеловесность, длинномерность, за перевозки в осенне-зимний период и линейность. Каждую из указанных надбавок исчисляют раздельно на «базисную ставку с поправками», а затем их суммируют, прибавляют к «базисной ставке с поправками» и получают новую «уточненную ставку». К этой «уточненной ставке» прибавляют надбавку за дополнительный порт захода. Полученная таким образом ставка будет являться основной расчетной ставкой.
Тарифы на перевозки лесных грузов
Ставки за перевозку лесных грузов установлены за один кубометр плотной древесины (фестметр), за размер вместимости судов в кубометрах, включая палубный груз, для советских базисных портов погрузки Ленинграда, Выборга и Архангельска и независимо от вместимости судов для советских портов Черного моря, кроме Рени, Измаила и базисных портов Дальневосточного бассейна (Владивостока, Находки, Поронайска). Предусмотрен порядок расчета ставок тарифа за перевозку таких лесных грузов, как пропсы, балансы, шпалы, круглый лес (бревна). Ставки тарифа на перевозки пиломатериалов из портов Балтийского и Северного бассейнов определены исходя из базисной композиции груза, включая палубный груз (2/3 дилсов и батенсов и 1/3 бордсов). За небазисную композицию груза установлены надбавки за превышающее количество бордсов и вязаного товара. Ставки тарифа на перевозки лесных грузов из портов Черноморского и Дальневосточного бассейнов установлены за перевозку на судах базисного размера, вместимостью 3—5 тыс. м3 леса, включая палубный груз. За небазисный размер судна применяют надбавки и скидки в процентах. При перевозке лесных грузов из портов Рени и Измаил применяют надбавки за 1 м3 древесины к ставкам тарифа из портов Черного моря. Ставки тарифа на перевозки лесных грузов на порты Великобритании, Дании, Шри-Ланка, Индонезии, Австралии и Ирака определены на базе «судно свободно от расходов по погрузке»; по остальным направлениям ставки определены на базе «судно свободно от расходов по погрузке, выгрузке и укладке». В тех случаях, когда расходы по выгрузке относят на счет судна, кроме портов указанных выше стран, ставки тарифа увеличивают на установленную твердую ставку за 1 м3 пилолеса.
На направлениях, не предусмотренных тарифами, установлены специальные ставки за перевозку 1 м3 лесных грузов с мили в зависимости от тарифного расстояния перевозки.
Таблица ставок тарифа из портов Балтийского и Северного бассейнов содержит: номера рэнджей, отдельные иностранные порты или группу портов в рэндже, дифференцированную по группам вместимость судов, включая палубный груз, ставки в рублях и копейках за 1 м3 (фестметр) и в конце примечания о скидках и надбавках для небазисных портов бассейна. В таблице ставок тарифа на перевозку лесных грузов из портов Дальневосточного (Владивостока, Находки, Поронайска) и Черноморского бассейнов указаны: порты отправления по этим бассейнам, номера рэнджей, порты назначения и ставки в рублях и копейках за 1 м3 отдельно для пилолеса и шпал и круглого леса, включая лес в плотах. В примечаниях приведены скидки и надбавки на небазисный размер судна, за перевозку круглого леса в судах и плотах из других портов Дальневосточного бассейна.
Тарифы на перевозки наливных грузов
Этот раздел тарифов в дополнение к основным содержит некоторые тарифные условия, относящиеся к перевозкам наливных грузов. Ставки тарифа установлены за перевозку одной метрической тонны нефти и темных нефтепродуктов с расходами по выгрузке, отнесенными на судовладельца. За перевозку нефтепродуктов других сортов и других наливных грузов применяются соответствующие надбавки. Ставки тарифа включают оплату за счет судна за проход каналов, налогов на фрахт и плату за подогрев груза. При перевозке наливных грузов в два или из двух или более портов и за каждый дополнительный порт установлены надбавки в зависимости от направления перевозки, определенных сочетаний портов выгрузки. Ставки тарифа установлены на базисный размер тоннажа: 20 тыс.—25 тыс. т. На небазисный размер тоннажа установлены соответствующие надбавки или скидки в процентах. За задержку советского танкера в иностранном порту сверх обусловленного срока фрахтователь уплачивает штраф по твердым ставкам за сутки или за часть таковых, в зависимости от размера танкера.
В этот раздел включены: таблица ставок тарифа на перевозки из Черноморских портов (Одессы, Туапсе, Новороссийска, Феодосии, Батуми) в рублях и копейках за 1 т нефти и темных нефтепродуктов из каждого порта на отдельные порты назначения, перечисленные для каждой страны; таблица ставок тарифа на перевозки из Балтийских портов погрузки (Вентспилса, Клайпеды, Лиепаи) назначением на отдельные порты или группу портов в рэндже и таблица ставок тарифа на перевозки из портов Дальневосточного бассейна (Владивостока, Хатанги, Москальво) на порты Китая и Японии, установленных раздельно для каждого порта погрузки. Важной частью действующих тарифов является раздел «Номенклатура и классификация грузов», облегчающий таксировку и предопределяющий основной размер ставки тарифа. В этом разделе содержатся: наименование груза в алфавитном порядке, класс, к которому отнесен данный груз, и ставки плат за стивидорные работы в копейках за 1 т груза каждого наименования. Эти ставки колеблются от 51 до 120 коп.