Оценить

Согласно ст. 60 КТМ СССР морские порты, предназначенные для обслуживания иностранных торговых судов, в основном находятся в ведении Министерства морского флота. Отдельные морские торговые порты могут находиться в ведении Министерства речного флота РСФСР или органов управления речным транспортом других союзных республик. В ведении других министерств и ведомств находятся морские порты, предназначенные для обслуживания нужд соответствующих отраслей народного хозяйства, — рыбные, лесные и иные специализированные морские порты. Морской торговый порт осуществляет свою хозяйственную деятельность на основе хозяйственного расчета и является юридическим лицом. В пределах отведенной ему территории и акватории осуществляет погрузку, разгрузку и обслуживание заходящих в порт советских и иностранных судов, транспортно-экспедиторские и складские операции с грузами. С первых лет установления Советской власти в стране проводилась политика, поощряющая развитие торгового мореплавания. Гражданская война и иностранная интервенция задержали издание правовых актов, регулирующих порядок захода иностранных судов в советские порты. Однако после образования СССР приказом Реввоенсовета от 22 июня 1925 г. № 641 была утверждена «Общая инструкция о взаимоотношениях органов власти СССР с иностранными военными и торговыми судами в мирное время». Этой Инструкцией для портов, гаваней и рейдов был установлен особый режим, который являлся одинаковым для всех судов.
Общая инструкция допускала заход иностранных судов в порты, открытые для торговых судов заграничного плавания. Заход не требовал разрешения или иных формальностей, кроме касающихся проводки и соблюдения портовых правил. С развитием торговли Советского Союза с зарубежными странами и увеличением числа судов, посещающих советские
порты, издавались нормативные акты, в которых детализировались отдельные вопросы захода. Однако основные принципы оставались неизменными: иностранные суда независимо от флага могли свободно заходить в морские порты, открытые для захода иностранных судов. Общие вопросы захода иностранных судов в советские порты определяются Законом ССР «О государственной границе СССР» от 24 ноября 1982 г. Согласно ст. 14 иностранные невоенные суда могут заходить на рейды и в порты СССР, открытые для захода таких судов. Перечень открытых для захода иностранных невоенных судов рейдов и портов, порядок захода и пребывания в них, производства грузовых и пассажирских операций, сообщения судов с берегом, схода на берег членов экипажа судна, посещения судов лицами, не являющимися членами экипажа судна, и другие правила, связанные с заходом иностранных невоенных судов во внутренние воды и порты СССР, устанавливаются законодательством Союза ССР и правилами, публикуемыми в «Извещениях мореплавателям». Иностранные невоенные суда и военные корабли во время плавания и пребывания во внутренних водах обязаны соблюдать правила радиосвязи, навигационные, портовые, таможенные, санитарные и иные правила. Суда и корабли в случае вынужденного захода во внутренние воды или в случае вынужденного несоблюдения правил плавания и пребывания в этих водах обязаны немедленно сообщить об этом администрации ближайшего советского порта. Промысловая, исследовательская и изыскательская деятельность иностранных невоенных судов и военных кораблей во внутренних водах СССР запрещается, за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется по разрешению советских компетентных органов или на основании международных договоров СССР.
Согласно ст. 71 КТМ перечень портов, бухт и рейдов, открытых для захода иностранных судов, определяется в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР, и публикуется в «Извещениях мореплавателям». В первом номере «Извещения мореплавателям» публикуется перечень портов и рейдов, открытых для захода иностранных судов, в который включается около 50 портов, расположенных в Северном Ледовитом океане, на Балтике, Черном и Азовском морях и на Тихом океане. Таким образом, в СССР обеспечивается свободный доступ иностранным торговым судам на любом морском бассейне.
Нормативные акты, регулирующие заход судна в советские порты, применяются за некоторыми незначительными изъятиями как к советским, так и к иностранным судам. В порты, открытые для захода иностранных судов, последние входят наравне с советскими судами без какой-либо дискриминации или ограничений (разумеется, заход в отдельные порты может быть ограничен по чисто техническим причинам — ограничение по осадке судна, длине и т. п.).
В СССР отсутствует правило, встречающееся в некоторых государствах, согласно которому иностранные торговые суда обязаны направлять уведомления о подходе к территориальным водам при следовании в морские порты. Общими правилами морских торговых и рыбных портов Союза ССР, введенными в действие с 1 января 1986 г., установлено (п. 2. 1. 2), что капитаны иностранных судов должны информировать порты назначения о времени прихода за 96 ч с последующим уточнением за 12 ч, а капитаны танкеров — соответственно за 72 и 12ч. Капитаны иностранных судов в первоначальной информации обязаны сообщить наименование и флаг судна, порт отправления (последний порт захода), длину и осадку судна, наименование и количество груза, потребность в портовых услугах. Указанная информация носит в основном коммерческий характер и служит только для своевременной подготовки к приему судна. Ее отсутствие не влечет каких-либо санкций. Согласно п. 2. 1. 4. в случае отсутствия информации или предоставления судном неточной либо несвоевременной информации, вызвавшей задержку в обработке судна, время его простоя относится за счет судна. Капитаны, как советских, так и иностранных танкеров, следующих для грузовых операций с нефтепродуктами, за 72 ч до прихода обязаны информировать порты назначения о наличии у них свидетельства об обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью. До получения такой информации судно в порт не заходит. Порядок захода судов в морские порты устанавливается начальником порта, который издает обязательные постановления по вопросам безопасности движения, проведения санитарных и других мероприятий в порту.

Для обеспечения безопасного прохода в советские морские порты в СССР организована лоцманская служба, которая функционирует в соответствии с главой V КТМ. Лоцманская проводка осуществляется независимо от флага и ведомственной принадлежности судна исключительно государственными морскими лоцманами. Положение о государственных морских лоцманах утверждено Минморфлотом 26 апреля 1973 г. В районах обязательной лоцманской проводки судно не имеет права плавать без лоцмана. За нарушение указанного правила капитан обязан уплатить штраф, налагаемый в административном порядке. Лоцманская служба порта находится в подчинении капитана порта, который определяет время проводки (оно объявляется в обязательном постановлении по данному порту) и может запретить ее, когда безопасной проводке препятствует состояние погоды или моря, а также при наличии других особых обстоятельств. Ответственность за аварии, причиненные по вине государственных морских лоцманов при исполнении ими  служебных обязанностей, несет порт, которому подчинен лоцман. Эта ответственность ограничивается размерами аварийного фонда по данному порту, образуемого из 10% отчисления от сумм лоцманского сбора, поступивших в предшествующем аварии календарном году (ст. 84 КТМ).
Все суда в течение 6 ч с момента прибытия в порт обязаны оформить свой приход в инспекции портового надзора с соблюдением санитарных, таможенных и пограничных формальностей.
Капитаны иностранных судов по прибытии в порт обязаны вручить представителю агентства «Инфлот» для  оформления прихода свидетельство  о праве плавания под флагом соответствующего государства, а также все свидетельства, предусмотренные соответствующими международными соглашениями (в частности Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974/1978 гг., Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973/ 1978 гг.). Кроме того, представляется судовая роль, дипломы и другие свидетельства экипажа, требуемые Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г.
Согласно ст. 14 Закона «О государственной границе СССР» иностранные военные корабли, если не предусмотрен иной порядок, заходят во внутренние воды и порты СССР по предварительному разрешению Совета Министров СССР и в соответствии с правилами их посещения, публикуемыми в «Извещениях мореплавателям». Правила плавания и пребывания в территориальных водах (территориальном море) СССР, внутренних водах и портах СССР иностранных военных кораблей утверждены постановлением Совета Министров СССР от 28 апреля 1983 г. № 384 и опубликованы в «извещениях мореплавателям» № 1. Согласно ст. 13 посещение иностранными военными кораблями портов СССР подразделяется на официальные и неофициальные визиты (учебные, научные и другие цели), а также деловые заходы (материально-техническое снабжение, отдых личного состава и т. п.). Основанием для пропуска кораблей в порты служит предварительное разрешение Совета Министров СССР, если иной порядок не предусмотрен международными договорами СССР или решением советских компетентных органов на основе принципа взаимности (ст. 14).
Разрешение на заход в порты запрашивается по дипломатическим каналам не позднее чем за 30 сут. до предполагаемого захода, если специальным соглашением не предусмотрен иной порядок. Не требуется предварительного разрешения на заход иностранных кораблей, на борту которых находятся главы государств и правительств, и на военные корабли, их сопровождающие (только предварительное уведомление за 7 сут), а также на корабли, совершающие вынужденный заход. Под «вынужденным» понимается заход (ст. 34), осуществляемый в силу чрезвычайных обстоятельств: аварии, стихийного бедствия или сильного шторма, угрожающего безопасности корабля, ледохода, буксировки поврежденных судов, доставки спасенных людей, необходимости оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру, а также в других подобных случаях. При вынужденном заходе корабль должен следовать, если имеется возможность, в один из портов, открытых для захода иностранных невоенных судов. По прекращении действия обстоятельств, вызвавших вынужденный заход, иностранный военный корабль покидает порт СССР. Во время плавания и пребывания в портах корабли должны пользоваться услугами лоцманской и ледокольной службы в тех районах, где лоцманская и ледокольная проводка является обязательной.
Число иностранных военных кораблей одного и того же государства, одновременное пребывание которых допускается в одном советском порту, как правило, не должно превышать 3 единиц, наибольший срок пребывания не должен превышать 7 сут. При исключительных обстоятельствах иностранному военному кораблю может быть предложено до истечения времени пребывания покинуть порт в установленный срок. При стоянке в порту корабли обязаны соблюдать правила радиосвязи, навигационные, портовые, таможенные, санитарные и др. По предварительной договоренности с советскими компетентными органами и на заранее обусловленных частотах им может быть разрешено использование радиоустановок. Невооруженные плав.средства иностранных военных кораблей могут передвигаться в пределах акваторий портов только в соответствии с законами и правилами, действующими в порту СССР. Иностранным военным кораблям, находящимся в советских портах, запрещается, в частности, использование радиотехнических и гидроакустических средств, фотографирование и другого рода съемки военных кораблей и военных объектов на берегу, самовольное изменение мест стоянки, использование портовых сооружений или систем, спуск на воду людей или предметов, а также любая деятельность под. водой и деятельность, противоречащая законам СССР.
В случае несоблюдения кораблем, его плав.средствами, летательными аппаратами или личным составом во время пребывания в портах советских законов и правил командиру иностранного военного корабля (отряда) предъявляется требование об их соблюдении. Кораблю, игнорирующему любое обращенное к нему требование о соблюдении законов и правил СССР, может быть предложено немедленно покинуть пределы территории СССР.

Эй! Моряк, почитай и это:



Добавить комментарий