Общий уровень компетенции капитана, многие его права и обязанности развивались исторически, в результате коммерческой потребности и морской целесообразности. Во времена парусного флота капитану приходилось заниматься коммерческими вопросами, управлением судном и руководством экипажа. Его полномочия были весьма обширны. В сущности капитан был самоуправляющимся лицом. Сегодня многие полномочия капитана в сфере административной и коммерческой деятельности перешли к судовладельцу и его береговому персоналу. Выросло значение судовых агентов. Теперь судовладельцы сами могут давать указания капитану, что делать, как делать, куда следовать и за каким грузом, по какой ставке его перевозить. Встречаясь с непредвиденными трудностями или сложными вопросами, капитан может
получить по радио или по телексной связи необходимые инструкции судовладельца. Прежняя автономия капитана оказалась урезанной до ранга “управляющего” (administrator). Такую оценку современному капитану дала группа юристов-экспертов, которая по заданию ООН подготовила в 1982 г. «Основные направления для морского законодательства» (Economic and Social Commission for Asia and Pacific. Guide-lines for Maritime Legislation, Bangkok, June 1982, p. 194).
Уровень требований к знаниям капитана продолжает оставаться высоким. Капитан должен знать международные конвенции в области торгового судоходства, конвенции, относящиеся к безопасности его судна, экипажа, груза и т. д., современные национальные правила той страны, порты которой посещает его судно.
В международном торговом судоходстве участвуют капитаны разных стран. У них разный уровень подготовки, неодинаковые способности и др. Это стало одной из причин заключения в октябре 1936 г. Конвенции МОТ № 53 «О минимальной квалификации капитана и других лиц командного состава торговых судов». Конвенция вступила в силу 29. 3. 39 г. (СССР не участвует в ней).
Конвенция распространяется на любое судно, занятое в морском судоходстве, за исключением: военных судов; судов, принадлежащих государству; судов, находящихся в ведении государственных властей и не используемых для торговли; деревянных судов примитивной постройки (джонки, плоскодонки и т. п.).
Конвенцией установлено (ст. 3), что никто не может быть допущен или привлечен к занятию должности капитана, вахтенного помощника капитана, старшего механика или вахтенного механика на конвенциоиальные суда без свидетельства о квалификации, удостоверяющего его способности нести данную должность. Свидетельство должно быть выдано или
утверждено соответствующим органом власти государства места регистрации судна.
Право на получение свидетельства о квалификации имеют лишь лица (ст. 4):
а) достигшие возраста, установленного для выдачи такого свидетельства,
б) обладающие минимальным профессиональным стажем, установленным для выдачи такого свидетельства,
в) успешно выдержавшие экзамены, организованные соответствующим органом власти и произведенные под его контролем для проверки наличия необходимой квалификации с целью несения службы, соответствующей свидетельству.
Законы и правила страны-участника конвенции должны (п. 2 ст. 4):
а) устанавливать минимальный возраст и профессиональный стаж, требуемые от кандидата на получение свидетельства;
б) предусмотреть организацию и контроль со стороны соответствующего органа власти над экзаменами для проверки наличия квалификации к несению службы, соответствующей тому свидетельству, на получение которого они состоят кандидатами.
Законы и правила страны-участника конвенции должны (ст. 6) определить уголовные и дисциплинарные санкции, налагаемые за соблюдение положений конвенции. В частности, уголовные и дисциплинарные санкции предусматриваются в случаях, когда: а) судовладелец или его агент, капитан нанимает лицо, не обладающее свидетельством о квалификации,
требуемым конвенцией; б) капитан допускает несение одной из указанных в конвенции должностей лицом, не имеющим свидетельства о квалификации, соответствующей по меньшей мере этой должности; в) лицо, путем обмана или подложных документов, поступает на службу для несения указанных в конвенции должностей без требуемого для этого свидетельства о квалификации.
По советскому праву состав, порядок и комплектование судового экипажа, перечень специальных морских званий и порядок их присвоения установлен законом (глава III КТМ) и подзаконным актом — Положением о званиях лиц командного состава морских судов (утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 25. 08. 83, №839).
Заказать написание учебной работы у преподавателя по Морскому праву
- Морское страхование грузов
- Права и обязанности капитана