Обеспечение безопасности мореплавания в РФ является прерогативой государства. Государственный надзор за безопасностью мореплавания, как и за рядом других видов деятельности морского транспорта, осуществляется соответствующими органами государственного управления в форме административного надзора, путем контроля за соблюдением требований законов, подзаконных актов и международных договоров, в которых участвует Россия.
Согласно ст.6 КТМ РФ государственный надзор за торговым мореплаванием возлагается на федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства. В настоящее время таковыми соответственно являются Служба морского флота Министерства транспорта РФ и Комитет по рыболовству Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.
Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта осуществляет государственный надзор за:
- соблюдением международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства РФ о торговом мореплавании;
- охраной человеческой жизни на море;
- дипломированием членов экипажей судов, за исключением членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов;
- государственной регистрацией судов и прав на них;
- лоцманской службой и системой управления движением судов в морских портах;
- спасательной службой и взаимодействием ее с другими спасательными службами;
- состоянием морских путей;
- обеспечением защиты морской среды.
Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства осуществляет государственный надзор за:
- соблюдением международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства РФ о торговом мореплавании в отношении судов рыбопромыслового флота;
- охраной человеческой жизни на море;
- дипломированием членов экипажей судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов;
- государственной регистрацией судов рыбопромыслового флота и прав на них;
- лоцманской службой и системой управления движением судов в морских рыбных портах.
Структурная схема Росморфлота может быть представлена следующим образом.
Росморфлот осуществляет свои надзорно-контрольные функции за безопасностью мореплавания через входящий в его состав Департамент мореплавания и другие находящиеся под его руководством специальные органы. Основными задачами Росморфлота являются: организация государственного надзора за торговым мореплаванием;
контроль за деятельностью пароходств, портов и других организаций по обеспечению безаварийной работы морского флота, обеспечению мероприятий по внедрению на суда новых технических средств и современных методов навигации;
организация на морских бассейнах аварийно спасательных, судоподъемных, подводно-технических и буксировочных работ;
руководство и контроль за работой капитанов морских торговых портов;
контроль за расследованием капитанами торговых портов аварийных случаев с судами;
статистический анализ аварийности судов.
Непосредственно в морских портах полномочия и функции по осуществлению государственного надзора, обеспечению безопасности мореплавания, предусмотренные действующим законодательством РФ, возлагаются на капитана морского порта.
Согласно ст. 74 КТМ РФ капитан морского порта осуществляет функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту.
Капитан морского порта действует в соответствии с положением о капитане морского порта, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, капитан морского рыбного порта в соответствии с положением о капитане морского рыбного порта, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Капитан морского порта подчиняется непосредственно федеральному органу исполнительной власти в области транспорта, капитан морского рыбного порта федеральному органу исполнительной власти в области рыболовства.
На капитана морского торгового порта и капитана морского рыбного порта соответственно возлагается осуществление следующих функций по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в указанных портах:
- контроль за соблюдением международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства РФ о торговом мореплавании;
- регистрация судов и выдача соответствующих судовых документов;
- регистрация права собственности на суда и строящиеся суда, ипотеки судна или строящегося судна и иных прав на них, выдача соответствующих документов;
- выдача дипломов, квалификационных свидетельств, подтверждений их выдачи и паспортов моряка членам экипажей судов;
- проверка судовых документов, дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений выдачи дипломов и квалификационных свидетельств;
- контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода их из порта;
- оформление прихода судов в порты и выхода их из портов. В случае, если морской торговый порт и морской рыбный порт имеют смежные акватории, капитан морского торгового порта оформляет приход судов в морской торговый порт и выход судов из него, за исключением судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов; капитан морского рыбного порта оформляет приход судов, используемых для промысла водных биологических ресурсов, в морской рыбный порт и выход таких судов из него;
- контроль за деятельностью лоцманской службы и системой управления движением судов;
- контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акватории порта;
- выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества и проведение в порту строительных, гидротехнических и иных работ;
- расследование аварийных случаев с судами.
Распоряжения капитана морского порта по относящимся к его полномочиям вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту обязательны для всех находящихся в порту судов независимо от их ведомственной принадлежности, организаций и граждан.
Капитан морского порта осуществляет контроль за судами, выходящими в море, в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся укомплектования экипажей судов.
В случае отсутствия судовых документов или наличия достаточных оснований полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, капитан морского порта может подвергнуть судно осмотру.
В целях проверки устранения недостатков, препятствующих выдаче разрешения на выход судна из морского порта, капитан морского порта может провести контрольный осмотр судна.
В соответствии со ст. 80 КТМ РФ каждое судно до выхода из морского порта обязано получить разрешение капитана морского порта на выход из порта.
Капитан порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход в случае:
1) непригодности судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде;
2) нарушения требований, предъявляемых к судовым документам;
3) предписания санитарно карантинной и миграционной служб, таможенных, пограничных органов и других уполномоченных на то государственных органов;
4) неуплаты установленных портовых сборов.
Портовые власти по просьбе лица, имеющего требование, возникающее в связи с осуществлением спасательных операций, со столкновением судов, с повреждением портовых сооружений, водных бассейнов, судоходных путей и средств навигационной обстановки или в связи с иным причинением вреда, могут задержать судно и груз впредь до предоставления судовладельцем и грузовладельцем достаточного обеспечения.
Ответственность за убытки, причиненные необоснованным задержанием судна и груза, несет лицо, по требованию которого состоялось задержание.
Распоряжение портовых властей о задержании судна и груза по вышеуказанным требованиям действительно в течение 72 часов, за исключением дней, официально рассматриваемых как нерабочие. В случае, если в течение указанного срока не вынесено постановление о наложении ареста на судно и груз судом, арбитражным судом или управомо-ченным законом налагать арест третейским судом по морским делам, судно и груз подлежат немедленному освобождению.
За нарушение правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту, капитан морского порта вправе налагать административные взыскания в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со сложившейся за последние годы практикой капитаны морских портов обычно по должности являются первыми заместителями начальников МАП, последние, не всегда обладая необходимым морским опытом, часто вмешиваются в деятельность капитанов порта, фактически «подминая» их под себя. Тем более, что наем и увольнение капитана порта осуществляется Росморфлотом по представлению начальника МАП.
Капитан порта при решении вопросов, относящихся к надзору за безопасностью мореплавания, дипломированию лиц командного и рядового состава морских судов, расследованию морских аварий судов, руководствуется указаниями и распоряжениями Главной государственной морской инспекции Росморфлота. Он реализует свои полномочия непосредственно и через возглавляемую им Инспекцию государственного надзора порта (ИГНП).
На должность капитана внекатегорийного порта и портов первой и второй категории назначаются лица, имеющие высшее специальное образование, звание капитана дальнего плавания и стаж работы в должности капитана судна не менее 5 лет, а в портах третьей категории и Каспийского бассейна — высшее или среднее специальное образование, звание капитана малого плавания и стаж работы в должности капитана судна не менее 3 лет.
На должность заместителя капитана порта назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование и звание капитана дальнего плавания, а в портах третьей категории и Каспийского бассейна звание капитана малого плавания.
На капитана порта не могут возлагаться иные обязанности, кроме определенных Положением о капитане порта.
Наложение дисциплинарных взысканий на капитана порта, лишение его премий или снижение их размера может производиться только с согласия начальника Госморинс-пекции.
Капитан порта имеет гербовую печать, а также вымпел.
Капитан порта и его заместители могут выходить в рейс в составе экипажей судов для поддержания профессиональных навыков в должностях в соответствии с дипломами на морские звания.
Капитан порта несет ответственность за осуществление Инспекцией государственного надзора порта возложенных на нее задач, правильный подбор и расстановку работников, своевременное и квалифицированное выполнение порученных заданий, за порядок и дисциплину в инспекции государственного надзора порта.
Каждое судно перед выпуском в море подлежит проверке ИГНП с целью установления его мореходного состояния и соответствия действующим законам, международным договорам, постановлениям, правилам, касающимся безопасности мореплавания.
Проверка производится в период стоянки судна в порту на основании документов, представляемых администрацией судна, а также путем непосредственного осмотра судна, опроса членов экипажа и проведения тревог в случаях необходимости представителем ИГНП.
Ответственность за соответствие представленных документов фактическим данным возлагается на капитана судна.
О всех нарушениях и недостатках, обнаруженных при проверке и препятствующих выпуску судна в море, ИГНП совместно с судовой администрацией составляется письменный акт по форме, установленной Госморинспекцией, вручаемый капитану судна. Информация о выявленных недостатках направляется также судовладельцу.
ИГНП на каждом судне до выхода в море обязана проверить:
а) наличие и срок действия всех требуемых судовых документов, удостоверяющих техническое состояние самого судна, его механизмов, устройств и оборудования, позволяющее выпустить судно в данный рейс;
б) дипломы, квалификационные свидетельства на звания лиц командного и рядового состава, подтверждения дипломов (квалификационных свидетельств) и льготные разрешения лиц командного и рядового состава, подтверждающие их право занимать соответствующую должность на судне;
в) укомплектованность экипажа по судовой роли в соответствии с Положением о минимальном составе экипажа судов, при котором допускается выход судна в море;
г) соответствие загрузки судна требованиям нормативных документов по безопасной перевозке грузов;
д) укладку и крепление палубного груза, правильность загрузки по грузовой марке и осадке судна;
е) состояние спасательных средств и отработку действий экипажа по судовым тревогам путем опроса членов экипажа или непосредственного проведения тревог по усмотрению проверяющего;
ж) соответствие пассажирскому свидетельству числа пассажиров, принятых на борт, по списку пассажиров;
з) укомплектованность и обеспечение судна аварийным и противопожарным имуществом и всеми видами судового снабжения в соответствии с действующими нормами;
и) наличие на судне навигационных руководств и пособий на предстоящий рейс, откорректированных на дату отхода;
к) укомплектованность судна навигационным оборудованием и приборами.
ИГНП предоставляется право самостоятельно или с привлечением соответствующих специалистов проверить судно также в части:
а) действительного его технического и санитарного состояния;
б) наличия и исправности в действии всехтехнических средств;
в) любых других требований, предъявляемых к обеспечению безопасности мореплавания.
В выдаче разрешения на выход судну может быть отказано в случаях:
а) невыполнения судном указаний ИГНП об устранении нарушений и недостатков, обнаруженных при проверке и указанных в акте;
б) отсутствия требуемых судовых документов, несоответствия этих документов фактическим данным, а также истечения срока их действия до окончания рейса, а по российским судам до возвращения их в российский порт;
в) отсутствия у командного и рядового состава соответствующих дипломов, свидетельств, квалификационных свидетельств на звания лиц командного и рядового состава, подтверждений дипломов (квалификационных свидетельств), льготных разрешений на право занимать соответствующую должность на судне;
г) неукомплектованности экипажа в соответствии с Положением о минимальном составе экипажа, при котором допускается выход судна в море;
д) загрузки судна с нарушением требований нормативных документов по безопасной перевозке грузов;
е) перегруза судна;
ж) приема на борт пассажиров сверх нормы, указанной в пассажирском свидетельстве;
з) наличия крена судна свыше 5°, а также дифферента на нос, если этот дифферент не предусмотрен конструкцией судна;
и) нарушения непроницаемости наружной обшивки, переборок, палуб, платформ и других конструкций судна;
к) неисправного состояния закрытий грузовых люков, лоцпортов, горловин и других отверстий на открытых палубах и в бортах, угрожающего попаданием забортной воды внутрь судна;
л) неукомплектованности судна спасательными шлюпками, плотами и спасательными плавучими приборами, предусмотренными в судовых документах, отсутствия спасательных шлюпок, плотов и плавучих приборов на штатных местах; неисправности шлюпок, плотов и других спасательных приборов, спусковых устройств; отсутствия на штатных местах положенного количества исправных спасательных жилетов или их неисправности;
м) отсутствия или неполного комплекта аварийного и противопожарного имущества в соответствии с действующими нормами;
н) незакрепления палубного груза:
о) загромождения спасательных средств, проходов, мерительных трубок, пожарных рожков и водосточных отверстий, а также средств борьбы за живучесть судна и мест посадки людей в спасательные средства палубным грузом, тарой, предметами судового снабжения и другим имуществом;
п) нахождения на борту судна лиц, не имеющих специального разрешения или установленных документов на выход в рейс;
р) неподготовленности экипажа к борьбе за живучесть судна;
с) обстановки препятствующей безопасному движению судов в порту и портовых водах;
т) несоответствия района, условий и периода плавания ограничениям, указанным в судовых документах.
При сложных гидрометеорологических условиях на момент отхода возможность выхода судна в море определяется совместно капитаном судна и капитаном морского торгового порта с учетом мощности главных двигателей судна, прочности его корпуса, прогноза погоды и других факторов.
Оформление прихода судов в порт и выхода их из порта осуществляется, как правило, на борту судна в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ.
При отсутствии обстоятельств, препятствующих выходу судна в море и приведения судна в мореходное состояние, ИГНП разрешает выпуск его в море из порта. В судовой роли ставится штамп отхода.
Регистрация прихода судов в порт и выхода их из порта производится в журнале прихода и отхода судов.
Инспекция государственного надзора порта обычно включает в себя следующие подразделения: отдел инспекции, службу управления движением судов (СУДС), диплом-но-паспортное бюро.
В части вопросов, относящихся к надзору за безопасностью мореплавания, дипломированию лиц командного и рядового состава морских судов, расследованию аварий морских судов работники ИГНП руководствуются только указаниями и распоряжениями Главной государственной морской инспекции Росморфлота.
Численность специалистов ИГНП должна обеспечивать выполнение круглосуточного надзора за безопасностью плавания и порядком на акватории порта. На должность начальника смены, старшего капитана и капитана отдела инспекции назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное образование и звание капитана малого плавания.
Работники ИГНП должны соблюдать правила ношения форменной одежды.
Работники ИГНП, непосредственно осуществляющие функции надзора и контроля за безопасностью мореплавания, имеют штамп с указанием должности.
Несмотря на общие вышеизложенные принципы каждый порт имеет свои особенности в части организации обеспечения безопасности мореплавания. Например, система обеспечения безопасности в порту Новороссийск может быть представлена следующей структурной схемой.
В российских судоходных компаниях функции по обеспечению безопасности мореплавания выполняет, как правило, заместитель руководителя по безопасности мореплавания. В составе компании имеется структурное подразделение (служба, отдел и т.п.), на которое замыкаются все вопросы, связанные с безопасностью мореплавания. Указанное подразделение укомплектовывается капитанами-наставниками.
В целом сложившуюся в настоящее время систему обеспечения безопасности мореплавания в России можно представить следующей схемой.